Фраза «Политика − это грязное дело» давно известна россиянам, а теперь всё чаще слышится в разных разговорах. Для практической философии она имеет большой интерес, так как представляет собой интеллектуальную ловушку 2 уровня традиционного сознания (властно-распорядительного уровня), и обычна она активизируется в сложные, кризисные периоды общественной жизни (см.: http://sofia-pnz.ru/?p=421).
По сути, это высказывание является устрашающим предупреждением, которое должно вызвать эмоциональную реакцию неприятия какой-либо политической деятельности, вызвать ощущение брезгливости к «грязному делу», в котором можно легко и сильно «перепачкаться». Из этого эмоционального отношения должно сформироваться устойчивое рациональное отношение − «быть вне политики», «подальше от неё проклятой».
Очевидно, что это выгодно самим политикам-властителям, которые тут же добавляют:
− Политикой должны заниматься только политики!
Это, действительно, очень интересный ход мысли. Получается, что «политики» как бы освобождают остальных граждан от «грязной», черновой, очень опасной и неблагодарной работы − заниматься политикой. Они берут на себя эту «пренеприятную функцию» − распределять все имеющиеся в обществе ресурсы, богатства, т.е. − деньги. Эта «грязная» работа не для большинства «чистюль», а только для бывалых «ассенизаторов», уже достаточно испачкавших свои натруженные руки.
Итак, с точки зрения современной практической философии, традиционная установка «Политика − это грязное дело» является опасной мировоззренческой ловушкой для человеческого разума, которая формирует негативное отношение к гражданско-политической деятельности, а также превращает современного гражданина в пассивного, наивного подданного, ждущего манны небесной от своих «добрых» правителей.
Эта ловушка выгодна авторитарным правителям, так как она усиливает патерналистскую систему общественно-политических отношений, и создаёт жёсткий морально-психологический барьер между «Властью» и «народом». С одной стороны, этот традиционный феодальный барьер способен на время защитить деспотическую власть от возможной критики и народного недовольства, но вместе с тем − этот барьер усиливает напряжённость, противостояние внутри самого общества, что может вызвать настоящий социальный взрыв.
Поэтому активизация этой ловушки в современной России является опасным предприятием, так как ради сегодняшнего тактического спокойствия (типа, чтобы сейчас всё было тихо) будет заведена большая мина замедленного действия.
Для предотвращения очередного социального взрыва нужно теоретически разоблачить эту ловушку, и тем самым обезвредить её.
Так, в чем же «грязность» политики?
В том, что она предназначена распределять деньги (жизненные возможности), которые традиционно считаются «злом», «грязью». Участвовать в этом распределении − значит, иметь возможность прибавить себе «зла». Заботливые правители-властолюбцы по-отечески хотят избавить своих подданных от этой угрозы для душевного спокойствия:
− Пусть будут подальше от греха. А мы уж как-нибудь с ним справимся. Возьмём на себя эти адовы муки.
Такая притворно-хитроумная риторика плохо прикрывает естественные корыстные интересы и властные амбиции господствующих лиц, и вместе с тем обнажает явную социально-экономическую несправедливость.
Поэтому «грязным делом» можно называть не политику вообще, а только несправедливую, преступную и аморальную политику, за которую нередко попадают в тюрьму.
В современных демократических обществах политика − это дело каждого гражданина, который честно платит налоги и думает о своём будущем, будущем своих близких и всего человечества.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.