Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

«Да ты брось палку, и улыбнись!» Философский антивирус общего действия (ФАОД-III)

В канун праздника Победы всё чаще приходится слышать от разных людей высказывания о том, что «Врага нужно убить, и не должно быть других вариантов!». Такого рода эмоциональные утверждения-иделогемы широкого распространяются через официальные российские СМИ, и подхватываются современной молодёжью. Судя по эмоциональному пафосу этих призывов, Россия готовится к новой войне или уже воюет.

Такая жёсткость в суждениях заставляет внутренне напрячься и задуматься о возможных последствиях: например, о том, что россияне это уже проходили накануне I и II Мировой войны, и снова в массовое сознание вдалбливаются агрессивные воинствующие установки, которые являются «ловушками для свободного разума» (См.: http://sofia-pnz.ru/?p=421).

Эти установки оказываются очень простыми, примитивными правилами (мемами), типа: «Кто не с нами, тот против нас», «Если ты любишь свою Родину, −  умри за неё!», «Если встретишь врага, − убей его!» и т.п. Эти установки-ловушки не требуют размышлений, причинно-следственного анализа и морально-правовой рефлексии − это прямые указания, которые человек должен принять в качестве нравственных императивов, т.е. личных убеждений. Хотя на самом деле, они таковыми не являются.

Даже при небольшом размышлении каждая из этих установок обнаруживает свою теоретическую ложность и практическую опасность.

  1. Любовь к Родине не требует именно жертвенности.
  2. Различия во мнениях и убеждениях не предполагают именно враждебности в отношениях.
  3. В сопернике (конкуренте) не следует видеть всегда врага, которого нужно убить.

 

В 21 веке само понятие «врага» является смысловым пережитком, несущим в себе очень опасный потенциал агрессии, ненависти, насилия и бесправия. Ведь современное международное право и система общечеловеческих моральных ценностей, по сути, исключают это понятие из лексикона современной политики и морали. Но в традиционных системах  нравственных ценностей понятие «врага» до сих пор играет важную роль: во-первых, объекта справедливой ненависти и злости, так как враг желает смерти мне и  моим сородичам; во-вторых, враг заслуживает уничтожения, так как это будет справедливым возмездием за его злые помыслы и деяния.

Кто же является «моим врагом»? Кто хочет моей смерти? Я не знаю.

Официальные СМИ говорят о «врагах России», причём и о внешних, и о внутренних. Согласно действующему законодательству, с этими «врагами» должны бороться силовые ведомства, на содержание которых уходит почти половина бюджета страны.

«Внешним врагом России» пока можно считать только террористическую группировку ИГИЛ (запрещённую в России), которая объявила войну РФ после ввода российских войск в Сирию. Что же касается других стран, то нам никто не собирается объявлять войну, а главное − это бессмысленно делать в отношении ядерной державы. Значит, вокруг России лишь потенциальные партнеры и друзья, а не враги.

Поэтому совершенно бессмысленной и наивной предстаёт ещё одна привычная россиянам установка − «А если завтра война?».

При этом нужно учитывать традиционное назначение этого вопроса в том, чтобы разоблачить («раскусить») потенциальных предателей, трусов, не готовых без сомнения убить врагов отечества и пожертвовать своей жизнью.

Эта традиционная установка предполагает постоянную готовность всего общества к войне, т.е. постоянную военно-патриотическую мобилизованность, которая требует больших материальных затрат и строго подчинения всех членов социума указаниям Главнокомандующего. В таких экстремальных условиях начинают «работать» все традиционные «ловушки», нацеленные на выживание любыми средствами. Мощь «ловушек» обрушивается прежде всего на «внутренних врагов», на любое инакомыслие  внутри общества.

 

Как же победить «врага»?

Давайте вспомним замечательный советский мультфильм «Крошка Енот» по сказке Л. Муур, в котором даётся мудрый совет всем людям:

« Да ты брось палку, малыш, и улыбнись ….»

 

…. И тогда наверняка вдруг запляшут облака

И кузнечик запиликает на скрипке …

 

А если ты старательно готовишь дубину и ищешь врагов вокруг себя, то не сомневайся,  − они найдутся…

 

6 комментариев по вопросу "«Да ты брось палку, и улыбнись!» Философский антивирус общего действия (ФАОД-III)"

  1. @UMNIK пишет:

    Вот тут действительно когнитивный диссонанс. Это что? Глупость или предательство?Ведь существуют священные войны. Например война истины с мракобесием. Вы, как представитель цивилизованных слоёв населения, естественно являетесь носителем этой истины. Ну, а я мракобес, потому что путиноид. Но вот аргументация ваша пока хромает. Притчи даже не библейские. Очень они, мягко говоря, наивные.

  2. @Otval пишет:

    Я не обьявлял никакой священной войны, и тем более Вам, внимательному читателю моего сайта. Если Вы хотите вести священную войну, то это уже Ваше решение. И хотелось бы узнать его основание

    • @UMNIK пишет:

      Философский посыл здесь таков. Наша биология и архаичная социальность порождает явление войны как естественное наше состояние. Мир для людей состояние не естественное. Тем более, что война главный стимул прогресса. Если мы даже очень захотим, то не прекратим войны. Это не в человеческих силах. Хотим мы этого, не хотим. Объявляем войну или нет — воевать всё равно придётся.

  3. @Otval пишет:

    Мне кажется, что Вы зря абсолютизируете войну. Она лишь примитивная форма конкуренции. В 21 веке мы можем перейти на мирные формы конкуренции, но некоторые люди этому противятся, прежде всего вояки.

  4. @UMNIK пишет:

    Нет. Война наше всё была. В 21 веке будет серьёзный переформат. Но связан он с переходом человечества к новому качеству. Отказ от основных биологических функций. И соответственно архаичная биологическая конкуренция отомрёт. Это да. Но пока? Хочешь мира — готовься к войне.

  5. @Otval пишет:

    Над этой ловушкой для разума нужно хорошенько поработать

Добавить комментарий