Недавно мой непримиримый оппонент Александр Крылов, критикуя меня за не патриотичность, сослался на статью известного русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва для того, чтобы придать своим суждениям большей весомости и важности (http://sofia-pnz.ru/?p=789). По мнению моего непримиримого оппонента, Владимир Соловьёв учил любить своё Отечество и высоко ценил гражданские чувства, которые сейчас ослабевают под действием либеральных идеологий.
Как профессиональному историку философии мне пришлось обратиться к первоисточнику, внимательно прочитать эту статью русского мыслителя и … что же я обнаружил[1]. Совершенно иные смыслы. Главный из них − Соловьёв является религиозно-мистическим космополитом.
В самом начале статьи он пишет, что быть гражданином − это случайный признак для человека. Этого признака легко лишиться в революционные, переломные периоды истории: вчера ты был «добрым», «хорошим» гражданином, а сегодня можешь оказаться «дурным гражданином», «плохим патриотом», и даже «изменником», которого ждёт революционный трибунал, общественный позор и насильственная смерть.
Так было во времена Ивана Грозного, Великой Французской революции, Великой Русской революции 1917 года, и ещё много и много раз. Многочисленные исторические примеры убеждают В. Соловьёва в том, что именно статус «человека» как субъекта и носителя естественных прав является первичным, базовым, неотчуждаемым, а «гражданственность», т.е. принадлежность к национально-государственной общности является изменчивым признаком, случайным свойством человека.
Соловьёв признаёт, что реальный человек изначально связан со своей семьёй, народом, языком и отечеством, но это лишь этапы (ступени) восхождения к подлинно целому − к мистическому единству со всем человечеством. И это свободное единство, по Соловьёву, возможно в Софии – Премурости Божией. Так, он пишет, что «семья и отечество − это предверия Человечества», подготовления к вступлению в состояние «солидарности» и «непрерывности», т.е. взаимосвязанности всех людей по любви и по вере.
Религиозно-мистическая вера В. Соловьёва утверждает, что такое состояние Человечества достижимо.
Современная практическая философия признаёт позитивный смысл этой идеи Соловьёва именно в торжестве всеобщих разумных принципов права, которые способны объединить человечество в миролюбивое содружество.
[1] Соловьёв В.С. Идея человечества у Августа Конта // Сочинения в 2-х т. Т. 2. − М., 1988.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Полная фигня. Не бывает никакого единства человечества. Не мистического, не реального. Да и силам которые рулят во Вселенной это на фиг не нужно. Им нужно от нас другое. Полная социальная гармония достижима уже у насекомых. Муравьёв, пчёл и т.д. Разумность человека эту гармонию разрушает. Не запрограммированы мы на неё, а значит не нужна она не нам и не высшим силам.
Пожалуй, Вы правы, религиозная философия — это по сути богословие, т,е, не наука
А Бердяев уже богословом стал?
Бердяев — философствующий богослов, почитайте его книги.
почему разумность разрушает гармонию?