Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Русский философ Вл. Соловьёв как мистический космополит

Недавно мой непримиримый оппонент Александр Крылов, критикуя меня за не патриотичность, сослался на статью известного русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва для того, чтобы придать своим суждениям большей весомости и важности (http://sofia-pnz.ru/?p=789). По мнению моего непримиримого оппонента, Владимир Соловьёв учил любить своё Отечество и высоко ценил гражданские чувства, которые сейчас ослабевают под действием либеральных идеологий.

Как профессиональному историку философии мне пришлось обратиться к первоисточнику, внимательно прочитать эту статью русского мыслителя и … что же я обнаружил[1].  Совершенно иные смыслы. Главный из них − Соловьёв является религиозно-мистическим космополитом.

В самом начале статьи он пишет, что быть гражданином − это случайный признак для человека. Этого признака легко лишиться в революционные, переломные периоды истории: вчера ты был «добрым», «хорошим» гражданином, а сегодня можешь оказаться «дурным гражданином», «плохим патриотом», и даже «изменником», которого ждёт революционный трибунал, общественный позор и насильственная смерть.

Так было во времена  Ивана Грозного, Великой Французской революции, Великой Русской революции 1917 года, и ещё много  и много раз. Многочисленные исторические примеры убеждают В. Соловьёва в том, что именно статус «человека» как субъекта и носителя естественных прав является первичным, базовым, неотчуждаемым, а «гражданственность», т.е. принадлежность к национально-государственной общности является изменчивым признаком, случайным свойством человека.

Соловьёв признаёт, что реальный человек изначально связан со своей семьёй, народом, языком и отечеством, но  это лишь этапы (ступени) восхождения к подлинно целому − к мистическому единству со всем человечеством. И это свободное единство, по Соловьёву, возможно в Софии – Премурости Божией. Так, он пишет, что «семья и отечество − это предверия Человечества», подготовления к вступлению в состояние «солидарности» и «непрерывности», т.е. взаимосвязанности всех людей по любви и по вере.

Религиозно-мистическая вера В. Соловьёва утверждает, что такое состояние Человечества достижимо.

Современная практическая философия признаёт позитивный смысл этой идеи Соловьёва именно в торжестве всеобщих разумных принципов права, которые способны объединить человечество в миролюбивое  содружество.

 

 

[1] Соловьёв В.С. Идея человечества у Августа Конта // Сочинения в 2-х т. Т. 2. − М., 1988.

5 комментариев по вопросу "Русский философ Вл. Соловьёв как мистический космополит"

  1. @UMNIK пишет:

    Полная фигня. Не бывает никакого единства человечества. Не мистического, не реального. Да и силам которые рулят во Вселенной это на фиг не нужно. Им нужно от нас другое. Полная социальная гармония достижима уже у насекомых. Муравьёв, пчёл и т.д. Разумность человека эту гармонию разрушает. Не запрограммированы мы на неё, а значит не нужна она не нам и не высшим силам.

  2. @Otval пишет:

    Пожалуй, Вы правы, религиозная философия — это по сути богословие, т,е, не наука

  3. @lissinx.p пишет:

    почему разумность разрушает гармонию?

Добавить комментарий