Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

О приоритете духовного над материальным: философский комментарий к новой Стратегии национальной безопасности

Главной традиционной ценностью сегодняшней путинской России является «приоритет духовного над материальным». Об этом я недавно узнал, прочитав «Стратегию национальной безопасности» от 31.12.2015.

Почему именно эта ценность записана первой?

Для меня как философа, этот вопрос вовсе не праздный и не случайный, ведь за ним стоит целая государственная Стратегия, т.е. будущее нашей страны. Поэтому любому здравомыслящему гражданину нужно как-то понимать, что же ждёт его впереди, в будущем? Какие перспективы своей жизни он может намечать в России?

Итак, что же означает традиционная ценность под названием «приоритет духовного над материальным»?

Первичный логико-семантический анализ показывает, что она имеет явный религиозный смысл, и задаёт религиозный ценностный контекст, в рамках которого и должны рассматриваться все остальные ценности, такие  как «защита человеческой жизни, права и свободы человека, семья» и др. Этот религиозный контекст, по сути, устанавливает иерархическую систему традиционных ценностей, которую я называю Матрицей традиционного сознания, и в которой доминирующую роль играют религиозно-метафизические идеи[1].

Спорить об этих идеях очень трудно, и часто безрезультатно, так как они являются в основном убеждениями (верованиями) людей, которые обычно у взрослых людей не меняются. Но для государственной Стратегии важно, чтобы базовые ценности были общепонятными и соответствующими основному закону страны, т.е. Конституции.

Попробуем спросить себя и других: соответствует ли эта первая традиционная ценность действующей Конституции РФ?

Напомню, что в статье  13 говорится: «1. В Российской Федерации признаётся идеологическое разнообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

И далее в статье 14 сказано: «1. Российская Федерация − светское государство. 2. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»[2].

Само выражение «приоритет духовного над материальным» утверждает преобладание религиозной идеологии над всеми другими возможными идеологиями, например, научно-рациональной, или какой-либо философской идеологией. Это преобладание будет явным нарушением статьи 13.2 Конституции РФ.

Во-первых, опасность утверждения «приоритета духовного над материальным» заключается в большой размытости термина «духовное», так как его общерелигиозное значение каждый раз может произвольно наполняться самым разным содержанием. Например, насилие в виде войны, убийства, пыток может получить духовное значение, а также обман, воровство, коррупция могут быть оправданы высшими духовными целями. Таких примеров не мало и в истории нашей страны, и в мировой истории.

Во-вторых, приоритет духовного над материальным означает, что внутренние, нравственно-религиозные ценности человека или группы получают превосходство над внешними, материальными, т.е. общими жизненными потребностями. Из этого вытекает опасность посягательства на автономию внутреннего мира человека, когда чьи-то частные ценности, убеждения (например, православные или исламские) будут навязываться всем гражданам в качестве обязательных для «роста патриотизма». Здесь мы можем обнаружить признаки нарушений статьи 28 о гарантии свободы совести и статьи 29 о гарантии свободы мысли и слова Конституции РФ.

Тогда возникает вопрос: зачем введена эта первичная ценность, которая несёт явные опасности для демократического развития России?

Ответ очень прост: во всём виновата экономика, эта материя нашей бренной жизни, которая начала стремительно сжиматься за последние 2 года, и обнажать экономическую несостоятельность страны, и провальность экономической политики путинской эпохи. Если «материальное» оказывается в дефиците, значит, пора искать «духовное» − оно гораздо дешевле, и может на некоторое время успокоить электорат, а, тем более, что все мы не вечны…  Пожили вдоволь при высоких ценах на энергоносители, и хватит, пора и честь знать…

Государственная ориентация на «духовное» говорит о многом, и прежде всего, о резком сокращении бюджетных доходов и неизбежном обнищании населения. Конечно, можно в очередной раз утешать себя словами о том, что «не хлебом единым…», и о том, что «на том свете всем воздастся …». Но как сказал бы Лев Толстой, это утешения для Прохора.

Пришло время Власти отвечать за сделанное перед разумом большинства граждан.  Да, ведь скоро выборы…

 

II

 

Ценностную установку  о «приоритете духовного над материальным» я могу отнести к традиционным ловушкам для практического разума – ловушкам 1 – религиозно-метафизического уровня, которые предназначены «разорвать» единую человеческую природу на «духовное» и «материальное», и выстроить иерархию господства «духа» над «телом»[3].

При этом смысл «духовного» остаётся не прояснённым, по сути, зависящим от человеческих прихотей, склонностей и субъективных убеждений. А на уровне государственной власти эта неопределённость «духовного» позволяет легко выражать интересы правящей группы.

Для зрелой философской мысли «духовное» и «материальное» предстают как моменты единого человеческого существования, единой человеческой природы. Уже древние греки понимали ключевое значение гармонии души и тела для полноценной и счастливой жизни свободного человека.

Господство одного над другим означает разрыв этой естественной гармонии, и порождает внутренний деспотизм, насилие над самим собой, а это затем переходит в насилие над другими людьми: когда другим людям начинают навязывать какие-то жизненные цели, ценности и смыслы жизни.

Могу предположить, что большинство деспотов и тиранов в нашей истории были очень «духовными» − идейными людьми, фанатиками своих смыслов, и готовы были уничтожить всех, кто был против их «правды». Начиная с великого князя Владимира, насильственно крестившего славянские племена, и заканчивая  Иосифом Сталиным (Джугуашвилли), репрессировавшим миллионы россиян, мы имеем дело с очень идейными деспотами.

Поэтому желание установить какой-то приоритет внутри единой человеческой природы, оборачивается страшными последствиями. А это значит, что нужно возвращаться к античной гармонии души и тела, внутреннего и внешнего, эмоционального и рационального,  в этой системной связи человек будет находить полноту своей жизни, и своё счастье.

Конечно, для экстремалов возможны исключения, но только если они не будут слишком навязчивы.

 

III

 

Сама идея приоритета, т.е. верховенства, господства одного над другим применительно к отношению между «духовным» и «материальным» предполагает некоторое принижение, и даже унижение всего материального, и в частности, всего материально-телесного в человеческой жизни.  Естественные, материальные потребности, желания рассматриваются как низменные, греховные, порочные, а потому нуждающиеся в постоянном контроле и опеке со стороны «духа».

Такая религиозно-догматичная установка порождает очень ограниченное, догматичное отношение ко всему материальному, а вместе с ним и к рационально-рассудочному мышлению, которое ориентировано на познание материального мира и действование в нём.

Идея «приоритета духовного над материальным» может быть легко направлена на подрыв доверия к рационально-рассудочному мышлению, которое является критичным, антидогматичным, а потому представляет угрозу для догматичного религиозного мировоззрения, которое прямо заинтересовано в установлении этого приоритета.

Таким образом, русская Матрица нуждается в «приоритете духовного над материальным» как идеологическом механизме подавления инакомыслия и рационально-критического способа мышления. Это является прямым вызовом философскому мышлению, и попыткой реставрировать религиозный догматизм как идеологическую основу государственной политики.

 

IV

 

Реальная жизнь, и в частности поведение самих представителей верховной власти России, показывает совершенно иной приоритет: материальное оказывается на первом плане. Начиная с личной безопасности и заканчивая средствами передвижения, питанием, одеждой, медицинским обслуживанием, комфортабельными условиями проживания и отдыха − очевидно, что материальные ценности явно преобладают. Тот же патриарх РПЦ Кирилл постоянно пользуется услугами Федеральной службы охраны, самыми дорогами автомобилями, самым лучшим питанием, дорогостоящим отдыхом, и вовсе не ведёт аскетичный, скромный образ жизни в соответствие с принципом «приоритета духовного над материальным», не говоря уже о членах Правительства и депутатах Парламента. Правящая группа живёт своей очень дорогой материальной жизнью, и очень заботиться о ней, а простых россиян учит жить скромно, бедно и молча надеяться на потустороннее блаженство.

Для кого же написана эта Концепция национальной безопасности? На кого рассчитаны, заложенные в ней ценностные принципы?

Ответим по-толстовски:

− Это для Прохора.

V

Практическая рекомендация:

Предлагаю внести изменение в текст Стратегии национальной безопасности, а именно исключить из пункта 78 выражение «приоритет духовного над материальным», так как эта первичная традиционная ценность представляет собой опасный стереотип мышления и поведения, противоречащий базовым принципам действующей Конституции РФ и препятствующий дальнейшей демократизации России.

 

[1] См.: Мясников А.Г.  http://sofia-pnz.ru/?p=223

[2] См.: Конституция РФ

[3] Мясников А.Г. http://sofia-pnz.ru/?p=421

Мое фото обложка книги

7 комментариев по вопросу "О приоритете духовного над материальным: философский комментарий к новой Стратегии национальной безопасности"

  1. @UMNIK пишет:

    Я не думаю, что сейчас власть серьёзно заморачивается на основном вопросе философии. Но цивилизационные скрепы всегда ложь, иллюзорная и мифическая. Это и у Запада,и у китайцев, и у мусульман и у нас. Но без этих скреп не будет цивилизационного единства. Православная церковь есть одна из таких скреп. Её ценности, пусть и формально и лицемерно пока являются системообразующими. Альтернативы им пока нет. И понятно, что власть на них опирается. Ну не на либеральных маргиналов же ей опираться.

  2. @Otval пишет:

    Уничижительное отношение к либералам явно тенденциозно и малограмотно. Здесь речь идет о защите разумных конституционных принципов, которые действительно либеральные.

    • @UMNIK пишет:

      Наша современная конституция в принципе не работоспособная. Экономический базис таков, что демократия как политическая надстройка тоже не работает. Уже надоело обсуждать и анализировать наши симулякры. Надо обсуждать реальность. Я понимаю, что конституционные принципы разумны. Но в нашем социуме они на фик никому не спомидорились. От них нет реальной пользы. Я не виноват, что либеральные идеи представляют маргинальные политики.

  3. @Otval пишет:

    Реальность делается самими людьми, а не какими-то высшими силами или инопланетянами, а потому и ответственность лежит на нас с Вами. И не стоит каждый раз ссылаться на нетот народ.

    • @UMNIK пишет:

      Нет. Люди не создают реальность, а приспосабливаются к ней. Когда ребёнок начинает осмысленно относится к жизни реальность уже задана, и надо завоевать в ней место. Народ у нас как раз тот. Создать в Евразии цивилизованную инфраструктуру небывалый подвиг.

  4. @Otval пишет:

    Несмотря ни на что человек свободен, а значит, способен менять реальность

  5. @Aleksey Morozov пишет:

    Мысли интересные, спасибо.

Добавить комментарий