Новый диск известной российской поп-группы «Любэ» выдался не просто патриотичным и политкорректным, а почти по-фронтовому идеологически нагруженным. Само название диска «За Тебя Родина-мать» заставляет вспомнить и Великую Отечественную войну и мысленно напрячься в поиске новых врагов России.
Больше всего, моё внимание привлекла песня «Все зависит от Бога, и немного от нас». Для философа и любого рационально-логически мыслящего человека это название является очевидной провокацией, публичным вызовом, тем противоречием, с помощью которого музыканты надсмехаются над человеческой логикой и разумом. Ведь если мыслить логично, то идея полной зависимости от Бога исключает свободу человека, его самостоятельность и автономию воли. Если всё зависит от Бога, то от нас (людей) уже ничего не зависит. А если от нас что-то зависит (хоть немного), то значит, не всё зависит от Бога.
Не заметить этого противоречия просто нельзя. Я не думаю, что авторы песни (А.Шаганов, Э.Коган) не заметили это противоречие или оставили его просто для удобства песенной рифмы. Думаю, что за этим названием стоит определённый идеологический заказ на усиление традиционных стереотипов в массовом сознании. А именно заказ на традиционные религиозно-метафизические установки, которые я называю «ловушками для практического разума» (http://sofia-pnz.ru/?p=421). Что интересно, этот заказ идёт и от значительной части самого российского общества, и от его властно-распорядительных органов.
Этот заказ на иррациональность, на невозможное является тревожным симптомом кризиса разумности в российском обществе и проявлением высокой степени неопределённости современной общественно-политической ситуации, в которой лучше и спокойнее положиться на некую высшую волю и переждать неспокойные времена с наименьшими потерями. Может быть, эта жизненная тактика и будет удобной, выгодной для некоторой части общества, для государства и церкви, но она очень опасна уже в среднесрочной перспективе как для жизни отдельных граждан, так и всего социума. Ведь здесь мы имеем дело с мировоззренческой, идеологической «ловушкой», которая почти парализует собственный разум человека. Она даёт такую порцию морально-психологической «анестезии», которую захочет получить сам человек: если уже ничего не хочешь решать в своей жизни и отвечать за неё, то − верь, что «все зависит от Бога»; а если ещё хочешь что-то делать и хотя бы немного проявлять свою волю − то тогда немногое будет зависеть и от тебя.
Если вслушаться или вчитаться в слова этой новой песни, то сразу будет понятно, что речь идёт о человеке, уставшем от тяжелой российской жизни, и мечтающем бросить всё и бессмысленно блуждать по бескрайним просторам в поисках утешения и последнего пристанища:
«Я когда-нибудь, может, брошу все,
И пойду себе, просто так пойду.
По бескрайнему полю вольному
Про себя один, тихо помолюсь».
И здесь замечательным образом соединяются характерные языческие мотивы, связанные с любованием родной природой, и радикальная религиозная идея абсолютной предопределённости жизни.
В этом волшебном, иррациональном симбиозе находит отраду уставшая душа, и почти подготавливает себя к тихому безропотному уходу в мир иной и к вечному покою:
«А любовь, она там, где плывут облака,
Где рождается свет и от света строка,
Где рождается музыка.
А любовь, она там, где всегда и сейчас,
Все зависит от Бога, и немного от нас,
Все зависит от Бога, и немного от нас»
Уставший путник как мантру-молитву должен повторять абсурдную фразу «Все зависит от Бога, и немного от нас», и в самом этом повторении должно наступить удивительное просветление, граничащее с отказом от собственного разумения:
− К чёрту логику! К дьяволу − разум! Верую, ибо абсурдно! Мне хорошо от мысли этой! Мне стало лучше! − вскрикнет уставший путник и упадёт в бесчувствии на родную землю…
Научно-философский комментарий:
Высказывание «Все зависит от Бога» представляет собой верховную религиозно-метафизическую «ловушку» для практического разума, которая подчиняет сознание и поведение человека, превращая его в послушного раба или безмолвное орудие чужой воли. Для современного буржуазно-демократического общества это высказывание имеет большую идеологическую опасность, так как,
во-первых, парализует морально-политическую и экономическую активность граждан,
во-вторых, усиливает традиционные патерналистские настроения в массовом сознании,
и, в-третьих, оправдывает любое политическое насилие и ограничение свободы личности. Ведь несвободному человеку (уставшему от жизни путнику) всё равно, − что воля, что неволя, главное − хоть на какое-то время забыться…
Вместе с тем выражение «Все зависит от Бога, и немного от нас» является видимостью «ловушки», и на самом деле, не содержит в себе никакого противоречия, так как в нём подразумевается, что очень многое зависит не от самого человека, но при этом кое-что зависит и «от нас». Множественное местоимение «нас» усиливает акцент на коллективном действии, которое должно быть созвучно воле Бога, голосу правды и справедливости (ведь «мы – рабы Божьи» − в традиционном христианском вероучении).
Таким образом, скрытый смысл этого выражения всё же даёт возможность обойти «ловушку», т.е. избежать явного конфликта с практическим разумом (здравым смыслом). А для этого достаточно вспомнить известную народную мудрость − «На Бога надейся, а сам не плошай». Ведь совершение или не совершение плохого деяния будет полностью зависеть от самого человека, ибо, как давно известно, Бог не хочет зла никому.
А поэтому в заключение хочется пожелать солисту группы «Любэ» Николаю Расторгуеву:
− Не плошай, Микола! И всё будет хорошо.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.