Об «ужасах потребительства» Философский антивирус (ФАОД-III)

За последние 5 лет официальные СМИ  изрядно припугнули россиян по поводу опасности потребительства. К тому же Православная церковь добавила греховности и громко осудила потребительство как не духовное, «не наше» отношение к жизни.

Часть религиозно настроенной интеллигенции воспряла в идейной борьбе с потребительством как со злым, почти вражеским духом, ведь через эту борьбу можно как-то самоутверждаться и нащупывать собственные принципы.

Для практической философии такое современное явление как борьба с потребительством интересно и с теоретической, и с практической стороны. С теоретической точки зрения, современная мировоззренческая борьба наглядно демонстрирует деградацию общественного сознания и откат к эпохе «развитого социализма» с православным уклоном. А с практической точки зрения − важно разоблачить новый стереотип общественного сознания, показать его полную несостоятельность и вред для реальной жизни россиян.

Что такое потребительство с теоретической точки зрения? Это способность человека потреблять различные товары, услуги, пользоваться знаниями других людей, и в итоге − удовлетворять свои разнообразные потребности, в том числе и нравственно-религиозные, духовные. Без этого потребления человек не может жить,  не может развивать свои способности, таланты, не может общаться с другими людьми, и не может получать удовольствие от своей жизни. В общесоциальном масштабе без потребительства не возможна ни экономическая, ни политическая жизнь общества. А добровольный отказ от потребительства ведёт к смерти человека и распаду общества.

Тогда возникают вопросы: зачем же нагнетаются страхи вокруг потребительства? Зачем эта публичная истерия с привлечением ведущих СМИ и Церкви?

Эти вопросы подводят нас к рассмотрению практической стороны  этого явления.

За последние 10 лет в России сложилось потребительское общество, при этом пик потребления россиян пришёлся на довоенный 2013год. Весной 2014  года начался конфликт с Украиной, затем последовал экономический спад, снижение уровня доходов и, конечно, снижение потребительской активности населения. Статистика это подтверждает.

Для массового потребителя, который ещё вчера чувствовал себя довольным и благополучным человеком, переживать своё обеднение очень неприятно, а дальнейшее ухудшение финансово-экономического положения может вести к открытым недовольствам, возмущениям и акциям протеста.

К тому же начавшаяся в 2015 году сирийская военная кампания обострила всю мировую военно-политическую ситуацию, и создала предпосылки для новой холодной войны и новой изоляции России. В такой ситуации страх войны может заглушить возмущение и недовольство экономическим спадом, дальнейшим обнищанием и отсутствием перспективы. Этот страх перед войной должен усиливается «ужасом потребительства».

Для практической философии «ужас потребительства» представляет собой интеллектуальную ловушку 3 уровня (социально-экономического), которая предназначена осудить стремление членов социума к росту своего благосостояния и сформировать у простолюдинов аскетичное (военно-мобилизационное) отношение к материальным благам[1].

«Потребительство» объявляется греховным, порочным стремлением, которое якобы уводит человека от духовных ценностей и подлинного смысла жизни. Оно якобы противоречит учению Христа, традициям наших предков, и вообще, лучше меньше думать о материальных благах в условиях разрастающегося экономического кризиса. Лучше про НЛО, про мистику и оккультизм, лучше про геев и нерождённых детей, и побольше про дела давно минувших дней, о которых можно нескончаемо спорить. Но только не о сегодняшнем и завтрашнем потреблении…

Конечно, можно долго жить в иллюзиях, но всему наступает естественное завершение …

Вместо вывода расскажу историю про пирожки.

Молодая девушка решила подзаработать, так сказать удовлетворить  свой потребительский интерес, например, купить новый айфон. Для этого она решила печь и продавать пирожки. Чтобы продать их и заработать деньги, пирожки должны быть вкусными и доступными по цене, т.е. они должны удовлетворять общественную потребность, а сам будущий потребитель айфона должен сначала произвести нужную продукцию. И только после этого, девушка получит материальное вознаграждение, и сможет купить то, что ей будет нужно.

А если мы не захотим покупать у неё пирожки, только потому, что  почувствуем в себе «грех потребительства», то девушка в скором времени разочаруется в своих способностях и закроет производство…

А дальше думайте сами…

 

 

 

[1] См.: Мясников А.Г. Если ты мыслишь здраво – политика уже с тобой: современная практическая философия. − М.: Ridero, 2016. – 230 с.
ISBN 978-5-4483-0993-9   (Монография)

https://ridero.ru/books/esli_ty_myslish_zdravo_politika_uzhe_s_toboi/

 

2 комментария по вопросу "Об «ужасах потребительства» Философский антивирус (ФАОД-III)"

  1. @UMNIK пишет:

    Ну как можно в наше время использовать такие примитивные модели. Они же не о чём. Неработоспособные. Я тоже могу издеваться над здравым смыслом. Для потребления нужны деньги. У нас есть способ их заработать. Только нужно работать по 16 часов в сутки, без выходных и проходных. Самый последний грузчик будет получать зарплату 100 000 руб. И что? Потреблять их когда?Не всё так просто. Вы хотите, чтобы население трудилось себе в удовольствие, при этом богатело и имело возможность потреблять все блага цивилизации. Это просто коммунизм какой-то. Вам самому-то не смешно. За чей счёт банкет, однако. Наши российские проблемы в том, что мы не можем богатеть трудом. Нет у нас такой возможности.Это наше историческое проклятие. Вот на государевой службе разбогатеть можно. А собственным трудом нет. Сможете доказать обратное? Милости прошу. Но нету у вас аргументов против Кости Сапрыкина. Нету.

  2. @Otval пишет:

    Насколько я понял Вы за потребление и его рост. Что же касается средств и способов потребления, то это особый вопрос. Он ставится после того, как определен высший смысл .

Добавить комментарий