Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Топорная работа − это по-русски? (философский комментарий к первому православному патриотическому мультфильму «Дети против волшебников»)

Вчера вечером переключился  на православный телеканал «Спас», и увидел там новый мультфильм «Дети против волшебников». Сразу удивила примитивная компьютерная анимация и  шокировала агрессивная военная тематика. Для христианского телеканала  − это, мягко говоря, очень странно. Но всё же решил досмотреть мультфильм до конца, чтобы дать свою научную оценку.

Уже во время просмотра меня несколько раз посещала мысль о том, что история возвращается, и мы опять в состоянии холодной войны двух идеологических систем, и новые поколения россиян снова должны чётко знать, кто враг и кого нужно будет убить. К этому сводится смысл военно-патриотического мультика.

Наверное, по замыслу авторов фильм должен был нести ещё какую-то позитивную воспитательную нагрузку, но на деле получился примитивный идеологический фильм в духе холодной войны с Западом. В нём ясно просматривается традиционная установка «оборонного сознания»: «Россия в окружении врагов, и она может опираться только на Армию и Церковь». И вновь перед нами разворачивается противоборство двух  мировоззренческих систем. На Западе – буржуазно-демократическая система ценностей, основанная на знаниях − это мир волшебников, колдунов и магов. А у нас − православно-социалистическая, военная система, основанная на религиозно-мистической вере и жертвенной преданности государству.

По сюжету мультфильма западные враги («колдуны», «волшебники») хотят разрушить нашу историческую веру, отнять у молодёжи «русскую душу» и уничтожить нашу родину.

Философский анализ позволяет увидеть системный смысл этого противоборства, которое разворачивается на трёх уровнях традиционного сознания:

  • на нравственно-религиозном уровне идёт «духовная борьба» высших смыслов, связанных с назначением человеческой жизни;
  • на властно-политическом уровне идёт военное противоборство, т.е. реальная война на уничтожение врага;
  • и на социально-родовом уровне провозглашается превосходство одного народа над всеми остальными.

 

В новом мультфильме чётко просматриваются все три уровня противоборства, начиная с «духовной борьбы» и заканчивая национальным превосходством русских.

В этой борьбе важнейшую роль играют «предатели», т.е. те дети, которые получили западное («вражеское») образование (например, в европейских гимназиях или университетах), и которые поменяли свои исконные (православно-социалистические) убеждения, стали сторонниками буржуазно-демократических ценностей. Именно эти «национал-предатели» искушают доверчивых русских детей и пытаются их подчинить чужой вере и вражескому образу жизни.

По моему мнению, этот фильм содержит в себе очень опасную идеологическую установку непримиримой вражды между народами. От этой примитивной мировоззренческой установки мы только начали освобождаться 25 лет назад, когда вступили на путь рыночных реформ и демократизации общества, и вот она вновь актуализируется и пропагандируется в российском обществе. Очень жаль, что такой примитивизм поддерживается и финансируется Русской Православной Церковью и Министерством обороны.

В этом фильме нагнетается противостояние между «силовиками» (исполнителями воли государства, т.е. «нашими») и «предпринимателями, учёными» (свободными, самостоятельными людьми, которые оказываются «не нашими»). Для современного российского общества это противостояние становится очень серьёзным испытанием.

В конце так и хочется сказать создателям этого фильма:

− Ну, зачем вы делаете детей такими тупыми?

 

P.S.

Неужели Бог хочет, чтобы люди убивали друг друга?

Комментарии по вопросу "Топорная работа − это по-русски? (философский комментарий к первому православному патриотическому мультфильму «Дети против волшебников»)"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий