Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

О нашей «фронтовой» жизни (философская провокация) – ФП-2

Современная общественно-политическая лексика уже не может обойтись без новых «фронтовых» слов, которые придумываются идеологами, пиарщиками, а затем «вдалбливаются» в массовое сознание через СМИ. Мы уже начинаем привыкать к таким названиям, как «Общероссийский народный фронт», «Фронт ЖКХ», «Штабы по исполнению майских указов президента», «иностранные агенты», «враги отечества» и т.п. Намеренно создаётся языковая атмосфера (точнее, игра) военного времени, когда необходим военно-мобилизационный режим управления обществом, и само общество должно принять участие в боевых действиях на разных «фронтах».

Мне как философу, интересно проанализировать эту языковую игру в аспекте проявления базовых мировоззренческих принципов и практических установок россиян. Языковая игра в войну свидетельствует о внутренних непримиримых противоречиях массового сознания, которые политически оформились ещё 100 лет назад, и привели к разделению общества на «белых» и «красных», на «наших» и «не наших», и в итоге  − к установлению военно-тоталитарной системы управления.

Эти внутренние противоречия прежде всего затрагивают высшие смыслы человеческой жизни, включая вопросы о справедливости, о счастье, о свободе и др. Военно-фронтовая лексика предназначена подчёркивать якобы непримиримый характер этих противоречий, и усиливать эмоционально-психологическое напряжение в сознании отдельного человека  и в массовом сознании, доводя его до стрессового состояния. Ведь военное положение предполагает необходимость и оправданность убийства врагов, ограничение своих потребностей, прав и свобод, формирует привычку к лишениям и тяготам фронтовой жизни. А это очень неприятные состояния для человеческой психики, для морального и физического здоровья большинства людей.

Обычно в военном положении нуждаются сами военные вместе правящей группой, а также небольшая часть неуравновешенных  людей, которые испытывают внутреннюю потребность в оправданном насилии над другими. При этом большинству нормальных людей война противна, насилие представляется преступным, а постоянный страх за свою жизнь, свободу и собственность является тяжёлым бременем.

Почему же это нормальное большинство никак не может прекратить войну?

Полагаю, что оно не верит в саму возможность прекращения войны. И это неверие активно поддерживается «силовиками» и «психопатами», и более того, обществу часто внушается мысль о неизбежности военного противостояния, формируется культ агрессии и героического самопожертвования.

Какие реальные проблемы скрываются за этой языковой игрой?

Думаю, что это важные общечеловеческие проблемы, решение которых зависит от самого человека и объективных обстоятельств. Это прежде всего проблемы развития самой человеческой личности:

  • Переход от детства и зависимого состояния к взрослой, самостоятельной жизни
  • Переход от гетерономной к автономной морали
  • Переход от самоволия к всеобщей свободе и др.

 

Эти проблемы непосредственно связаны с мировоззренческим взрослением человека и конкретного общества, и для многих традиционных (патерналистских) обществ такое взросление очень болезненно и вызывает мощное сопротивление у «властителей-опекунов», особенно из числа «силовиков».

 

Практическая иллюстрация

Наш военный репортёр Ольга Скабеева почти скоблит по мозгам своих телезрителей, счищая тонкую плёнку здравомыслия и критической рефлексии, ведь только она знает всю правду и никогда не лжёт − в это нужно поверить.

Если поверишь, − станет легче, и ты уснёшь сегодня пораньше, а завтра она снова будет ждать тебя у голубого экрана, и расскажет тебе всё как есть, как пить, и как жить дальше.

А если не поверишь − ты изгой, почти предатель, Фома неверующий и т.п., тебе будет тяжело жить в телевизоре, а тем более засыпать под него…

2 комментария по вопросу "О нашей «фронтовой» жизни (философская провокация) – ФП-2"

  1. @UMNIK пишет:

    Понимаете, вы не обозначаете свою аксиомную базу. С чего у вас такие выводы. Ну если Россия уже 5 столетий существует в таком геополитическом режиме, значит всё не просто так. Это оказывается очень устойчивый режим, если он воспроизводится несмотря на все страшные потрясения и катаклизмы. При чём здесь пропаганда. Смотрите глубже.

  2. @Otval пишет:

    Базовая аксиома в том, что государство должно служить гражданам, и помогать им быть счастливыми по своему разумению.

Добавить комментарий