Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Об умопостигаемом «царстве целей» и реальном «царстве средств»

Понятие «царства целей» впервые появляется в практической философии Иммануила Канта (подданного прусского короля Фридриха II) и означает умопостигаемый мир разумных личностей, связанных между собой только моральным законом. Каждый член такого царства выступает для любого другого «как цель сама по себе», т.е. как существо, которое не должно использоваться другими в качестве средства или вещи, а напротив, должно раскрывать все свои человеческие задатки, и прежде всего, моральные.

Кант чётко противопоставляет понятие «цель сама по себе» и понятие «средство для чего-либо».

Человек в своих отношениях с другими людьми  (а также в отношении самого себя) может быть «только средством», когда его используют другие люди (или он себя) как вещь, живое орудие труда, не считаясь с его человеческим достоинством и его самоценностью. Под страхом смерти или из-за большой нужды  некоторые люди готовы терпеть любые унижения, страдания и даже рабство.

Человек может мыслить себя «целью самой по себе», признавая за собой неотчуждаемое человеческое достоинство, права и свободы личности. Но так как в реальной жизни человек является прежде всего материальным существом, то он вынужден заботиться о своём материальном благополучии и вступать в различные отношения зависимости от других людей.  Большинство людей не могут сами себя обеспечить всем необходимым, поэтому вынуждены договариваться   с другими о нужных вещах, товарах и услугах. Ведь живой человек не может быть чистым духом.

Как же преодолеть эту противоположность между «целью» и «средством»?  Кант предлагает следующий практический принцип: ты сам и любой другой человек должен быть для тебя целью самой по себе, а не только средством.

В реальной жизни люди используют способности, знания и умения друг друга, но такое использование перестаёт быть насилием или бесправным принуждением, если оно является добровольным и взаимовыгодным. Если принимаются во внимание интересы самого человека, его личная воля, тогда его усилия, старания будут свободной деятельностью. Человек даже может сделать бесплатно что-то сделать другому, если он сам захотел этого и увидел в этом поступке свой смысл.

А не может ли человек заблуждаться  в этой ситуации? Например, когда его просят бесплатно потрудиться ради Христа или Аллаха, ради светлого будущего или ради борьбы с врагами. Конечно, может. Малограмотными, невежественными людьми легко управлять, он очень доверчивы и податливы авторитетам, хотя многие понимают свой частный интерес, и с неохотой жертвуют собой.

Как только заблуждение рассеивается, подобно утреннему туману, начинается недовольство своим подневольным положением, протест и возмущение. Если человек осознаёт свою несвободу, то ему приходится либо смириться с ней, либо восстать против неё.

Имеет ли человек право на восстание против своей несвободы?

Ведь его могут с детства убеждать в том, что он раб божий, он слуга своего господина, он червь земной и молчать должен, что он всегда жертва обстоятельств и пешка в руках неумолимой судьбы, и, в крайнем случае, − что он избран богом для мучений, чтобы заслужить блаженное место в загробном мире.

Такого рода аргументы всегда являются хитроумными уловками, которые превращают человека в «только средство» чьих-то намерений (государства, церкви, деспота, работодателя и т.д.). Под действием этих аргументов человек вынужден частично отказаться от  своего разума и своей воли, наивно доверяя авторитетным принуждающим мнениям.

И снова появляются аргументы:

Ведь несвобода естественна  для человека, он всегда от чего-то или кого-то зависит; мы даже рождаемся на белый свет не по своей воле, а по воле родителей и, возможно, господа бога.

Это действительно так. Но человеческий разум не хочет соглашаться с этим естественным положением вещей. Разумный человек хочет быть свободным, делать то, что он хочет, что ему нравиться. Даже ребёнок стремиться побыстрее освободиться от опеки родителей, и стать взрослым, т.е. самостоятельным  и  независимым в своих поступках. Правда до ответственности за свои поступки ребенку ещё нужно дорасти, а потому он должен быть под контролем взрослых.

Совершеннолетний человек может стать более свободным, если, конечно. он захочет, и в этом хотении будет заключаться его новая «цель», а совершаемые  действия будут «средствами» её достижения.

 

 

Комментарии по вопросу "Об умопостигаемом «царстве целей» и реальном «царстве средств»"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий