Вопрос о первичности общего или единичного может показаться отвлечённым вопрошанием, не имеющим никакого значения для реальной жизни и практической деятельности человека.
Так обычно и кажется, когда речь идёт о подобных философских вопросах. Но даже при небольшом интеллектуальном усилии обнаруживается, что этот вопрос и подобные ему являются очень важными, фундаментальными, так как от их решения во многом зависит мировоззрение человека и модель его практического поведения.
Перейдём к поставленному вопросу, и рассмотрим различные варианты его решения.
1) Итак, допустим, что первично общее, а единичное является вторичным, зависимым от него. Это теоретическое утверждение ведёт к тому, что в социально-практической сфере общество, государство должны рассматриваться как доминанты над конкретной личностью. Личность будет всегда находиться в зависимости от общества, и тем самым будет легко оправдываться любой насилие от имени первичности общественных интересов, от имени «общего блага». В большинстве традиционных обществ эта модель общественных отношений была необходимой для выживания этих обществ в экстремальных условиях.
2) Допустим, что первично единичное, а общее производно от него. Сама логика развития природы показывает, что общее постепенно образуется из единичных элементов, частей и именно эти единичности составляют реальное содержание некоторого общего: будь-то природная система (пчелиный улей или муравейник) или социальная группа (племя, народ).
Без наличия единичных элементов не может быть некоторого общего. Например, пока солдаты стоят в одном строю — есть взвод, а как только они разбегутся кто, куда − взвода уже нет.
Применительно к общественной жизни эта первичность единичного обычно связывается с индивидуализмом, и почти всегда осуждается в традиционных коллективистских обществах как разрушительная, враждебная идеология. Для этого есть свои экономические основания в виде ограниченных материальных ресурсов, низкой производительности труда, высокой зависимости от природно-климатических факторов и др.
Вместе с тем в современных постиндустриальных обществах «индивидуализм» становится необходимым условием их ускоренного социально-экономического развития и реальной демократизации, роста степеней свободы.
Без раскрытия личностного потенциала большинства членов общества уже невозможно его динамичное развитие и конкурентное сотрудничество с другими обществами (странами).
На всех экономических форумах только и говорят о человеческом потенциале и условиях его актуализации. Ибо без единичного невозможно и общее. Это утверждение содержит в себе величайший гуманистический потенциал; оно соответствует морально-правовым требованиям человеческого разума и вместе с тем защищает конкретного человека от личного и общественного произвола, от неправомерного насилия.
3) Путь согласования единичного и общего не прост, особенно в сложных социальных системах. И это согласование должно опираться на правильную, естественную логику человеческих интересов, а именно на логику первичности индивидуальных интересов, именно первичности, а не доминантности, так как любая доминантность ведёт не к согласованию и гармонии, а к насилию и дисгармонии.
Исходя из первичности единичного, нужно признать необходимость общего для полной реализации самого внутри определённой системы, т.е. общего. При этом само единичное претерпевает значительные изменения внутри общего, приобретая новые свойства и функциональные признаки. Так, положение конкретного человека в социальной системе будет зависеть от установленных социальных норм (юридических законов, моральных требований, обычаев и традиций), которые будут задавать границы дозволенного, т.е. пространство личной свободы, требовать от человека определённого подчинения общим правилам жизни.
Таким образом, в любом реальном процессе единичное и общее диалектически взаимонеобходимы, но именно первичность единичного позволяет сдерживать и ограничивать диктат и гегемонию общего.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.