Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

«Тварь я дрожащая или право имею?» Современная версия

Подстрекатель: – Да, сколько же, мы будем терпеть, сколько будем мучиться?! Сколько поколений должно уйти, пока мы не станем сильными   и счастливыми?! Сколько лучших умов будет ещё загублено от публичной лжи и тайных обманов?!  Неужели не найдётся того, кто спасёт нас от сумрака и бесчестия, от лжи  и насилия над нашими душами?!

Спаситель: – Напрасно живут те, кто не знает высшей цели. Бессмысленны их усилия и надежды. Не видят они своего назначения и боятся подумать о нём. Зачем им нужна истина? Чтобы наслаждаться ею. Зачем им нужна ложь? Чтобы избегать неприятных последствий.

Умирающий: – Чем вы утешите меня? Что скажете о следующей жизни?

Подстрекатель: – На что ты можешь надеяться, коль ничего не сделал здесь. Ты даже не подумал о подвиге, забыл о человечестве и довольствовался малым. Кто вспомнит о тебе через пару сотен лет?

Спаситель: – Не бойся ничего, тебе открыт тот путь, которым все проходят. Твои несбывшиеся цели возьмём мы и поднимем их. Твои мечты о вечном мире и благе всех пробудят спящих и усталых, вселят в них радость и надежду.

Умирающий: – Спасибо, добрый человек, что не оставил меня с горем. Спасибо, что вернул идею, держаться буду за неё, не уступлю я злому року.

Подстрекатель: – Да, что ты мучаешься смертью, возьми и кончи сам себя. Тогда узнаешь, есть там что-то или всё это брехня.

Спаситель: – Собой рискнуть ты можешь, если знаешь цель. Если ты уверен, что поможешь или дашь свободу тем, кому ещё творить и созидать. Благая цель тебя спасёт, а средства выбирай по силам. Коль сможешь зло  убить – не мешкай. Коль руку помощи попросят – обе дай. Всё на весах затем измерят, и каждый жест, и каждый взгляд.

Умирающий: – Так, может мне набраться духу и гадину одну убить, которая пылит на свете и губит многих ни за что? Быть может это будет подвиг, и я смогу своё сказать: не даром прожил, стал героем, в историю почти шагнул!

Подстрекатель: – Да, где тебе унылому набраться такого духа, силы богатырской, чтобы восславить подвиги Героев. Кто ты? Ты ползаешь, ты стонешь, тебе лишь с мухами дружить.

Умирающий: – Так, ты не веришь скептик кучерявый, что я смогу на гадину подняться?! Не веришь, что героем могу стать? Ты был бы рад, меня увидеть в грязной луже. Так, нет. Я знаю, что мне делать. Собою я рискну для блага всех, и пусть меня поймут.

Спаситель: – Тебя нельзя узнать, ты ожил вновь, глаза сияют нервным светом. Ты понял цель, да, ты её нашёл. С тобою все, о ком ты хочешь думать. Тебя на подвиг дух иной ведёт. Да, не забыл ли ты о праве, о мощи духа преступить черту условную, возникшую когда-то? В тебе есть сила, значит, право тоже есть.

Умирающий: – Если право я имею пожертвовать ненужной тварью, то ни минуты ждать не стану. Иду немедля исполнять свой долг.

Подстрекатель — Спасителю: – А ведь он мог бы стать большой фигурой в недавней шахматной игре, если бы не начал с дуру пугаться смерти на земле.

Спаситель: –  Я верю, он заставит многих подумать об игре своей.

Подстрекатель: – Мне опыт этот страшно интересен, хотелось бы помочь бедняге поднять на гадину топор, но не могу менять сценарий. За подвиг платит сам герой.

 

2 комментария по вопросу "«Тварь я дрожащая или право имею?» Современная версия"

  1. @UMNIK пишет:

    Сам же Достоевский доказал, что высокие материи это высокие материи, а убийство есть убийство. Преступление имеющее статус смертного греха. Даже если это самосуд, благородная месть или террор против тирании. А вот присяжные Засулич оправдали. А присяжные публика почтенная. И это социальный феномен.

  2. @Otval пишет:

    Возмездие -может оправдать убийцу в глазах униженных и оскорбленных, но не перед чистым разумом

Добавить комментарий