Подстрекатель: – Да, сколько же, мы будем терпеть, сколько будем мучиться?! Сколько поколений должно уйти, пока мы не станем сильными и счастливыми?! Сколько лучших умов будет ещё загублено от публичной лжи и тайных обманов?! Неужели не найдётся того, кто спасёт нас от сумрака и бесчестия, от лжи и насилия над нашими душами?!
Спаситель: – Напрасно живут те, кто не знает высшей цели. Бессмысленны их усилия и надежды. Не видят они своего назначения и боятся подумать о нём. Зачем им нужна истина? Чтобы наслаждаться ею. Зачем им нужна ложь? Чтобы избегать неприятных последствий.
Умирающий: – Чем вы утешите меня? Что скажете о следующей жизни?
Подстрекатель: – На что ты можешь надеяться, коль ничего не сделал здесь. Ты даже не подумал о подвиге, забыл о человечестве и довольствовался малым. Кто вспомнит о тебе через пару сотен лет?
Спаситель: – Не бойся ничего, тебе открыт тот путь, которым все проходят. Твои несбывшиеся цели возьмём мы и поднимем их. Твои мечты о вечном мире и благе всех пробудят спящих и усталых, вселят в них радость и надежду.
Умирающий: – Спасибо, добрый человек, что не оставил меня с горем. Спасибо, что вернул идею, держаться буду за неё, не уступлю я злому року.
Подстрекатель: – Да, что ты мучаешься смертью, возьми и кончи сам себя. Тогда узнаешь, есть там что-то или всё это брехня.
Спаситель: – Собой рискнуть ты можешь, если знаешь цель. Если ты уверен, что поможешь или дашь свободу тем, кому ещё творить и созидать. Благая цель тебя спасёт, а средства выбирай по силам. Коль сможешь зло убить – не мешкай. Коль руку помощи попросят – обе дай. Всё на весах затем измерят, и каждый жест, и каждый взгляд.
Умирающий: – Так, может мне набраться духу и гадину одну убить, которая пылит на свете и губит многих ни за что? Быть может это будет подвиг, и я смогу своё сказать: не даром прожил, стал героем, в историю почти шагнул!
Подстрекатель: – Да, где тебе унылому набраться такого духа, силы богатырской, чтобы восславить подвиги Героев. Кто ты? Ты ползаешь, ты стонешь, тебе лишь с мухами дружить.
Умирающий: – Так, ты не веришь скептик кучерявый, что я смогу на гадину подняться?! Не веришь, что героем могу стать? Ты был бы рад, меня увидеть в грязной луже. Так, нет. Я знаю, что мне делать. Собою я рискну для блага всех, и пусть меня поймут.
Спаситель: – Тебя нельзя узнать, ты ожил вновь, глаза сияют нервным светом. Ты понял цель, да, ты её нашёл. С тобою все, о ком ты хочешь думать. Тебя на подвиг дух иной ведёт. Да, не забыл ли ты о праве, о мощи духа преступить черту условную, возникшую когда-то? В тебе есть сила, значит, право тоже есть.
Умирающий: – Если право я имею пожертвовать ненужной тварью, то ни минуты ждать не стану. Иду немедля исполнять свой долг.
Подстрекатель — Спасителю: – А ведь он мог бы стать большой фигурой в недавней шахматной игре, если бы не начал с дуру пугаться смерти на земле.
Спаситель: – Я верю, он заставит многих подумать об игре своей.
Подстрекатель: – Мне опыт этот страшно интересен, хотелось бы помочь бедняге поднять на гадину топор, но не могу менять сценарий. За подвиг платит сам герой.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Сам же Достоевский доказал, что высокие материи это высокие материи, а убийство есть убийство. Преступление имеющее статус смертного греха. Даже если это самосуд, благородная месть или террор против тирании. А вот присяжные Засулич оправдали. А присяжные публика почтенная. И это социальный феномен.
Возмездие -может оправдать убийцу в глазах униженных и оскорбленных, но не перед чистым разумом