Почему философов часто называют сказочниками? А потом добавляют, что мы идеалисты, и не хотим видеть реальность, и тому подобное в том же духе.
Обычно это происходит по поводу рассуждений о будущем своего общества, и человечества в целом, а прежде всего, о том, каким должно быть это будущее, как должно быть организовано общество.
Вопросы о должном − это вопросы практической философии, и вместе с тем − это древнейшие вопросы, на которые дают ответы сказки разных народов мира.
Попробую предположить, что именно сказка является истоком практической философии, тем историко-культурным началом, в котором как в сущностном ядре уже заключено (свёрнуто) потенциальное содержание всей практической философии.
Исток заключает в себе образ-идею будущего развития, а потому сказка как форма мифологического мировоззрения может быть рассмотрена в качестве истока практической философии. Это будет вполне соответствовать классической (мифогенной) концепции происхождения философии − «От мифа к логосу».
Итак, практический философ − это почти сказочник, который обращается к уму-разуму своих слушателей и читателей, и хочет донести до них какие-то важные «уроки» — смыслы, которые могут существенно повлиять на будущие решения и поступки. Если он заинтересует своими рассуждениями (сказаниями), то «урок» может оказаться впрок, и смысл будет усвоен. А если будет не интересно, то … всё равно будущее будет зависеть от человеческих решений. Вот только каких?
В сказке мы всегда можем найти некоторое нравоучительное содержание, которое будет формировать наше представление о должном и не должном. Разные народы и национальные авторы создают сказки для описания опыта своей жизни и для проектирования лучшего будущего. Но далеко не все из них становятся общечеловеческими, мировыми сказками, достоянием всего человечества.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.