Мысль о том, что человек не свободен, и не может быть свободным в своей земной жизни, является не просто ложной, но и очень опасной для достойной жизни человека и для развития демократических институтов развивающегося общества.
Мысль материальна, а это значит, если человек убеждает себя, что он несвободен, то он и будет несвободным существом, зависящим от всего на свете.
Как же изменить эту мысль? Для этого нужно задуматься над понятием свободы, и выбрать такое значение, которое может быть реальным, а не фантастическим.
Обычно люди мечтают о свободе, фантазируют о том, чтобы делать всё, что захочется, чтобы всё было по их воле, при этом сознавая невозможность этого. Не будем забывать, что мысль материальна, и если человек сознаёт, что не может быть свободным, то такая мысль лишь усиливает чувство недостижимости мечты, и порождает глубокую неудовлетворённость своей жизнью.
Какое же значение свободы может быть реальным и позитивным?
Свобода − право выбора. Как говорил И.Кант, свобода является единственным врождённым правом каждого человека.
Если мы исходим из этого значения свободы, то делаем сами себя свободными, так как в любой момент своей жизни мы можем что-то выбирать, и быть ответственными за свой выбор.
Свобода, понимаемая как право выбора, предполагает множество ступеней свободы, которые зависят от субъективно-личностных качеств человека (физиологических, морально-психологических и интеллектуальных), а также от объективных условий (материально-экономических и политико-правовых). А потому возможен рост степеней свободы каждого конкретного человека и всего общества, начиная с перехода человека в совершеннолетнее состояние. Этот рост мы можем также наблюдать в истории любого общества, и он активизировался в буржуазную эпоху − в эпоху массовой борьбы за равноправие, за социально-экономическую и политическую справедливость.
Рост степеней свободы человека обусловлен, прежде всего, ростом его материально-технологического могущества, расширением возможностей передвижения, общения, получения информации, а также расширением сферы личных прав и моральной автономии.
Мы можем утверждать, что свобода материальна в своём внешнем выражении, а именно потому, что она материальна, − она может расти или, напротив, уменьшаться до неуничтожимого минимума, т.е. до абсолюта внутреннего самосознания. Этот абсолют перестает быть вместе с жизнью человека.
Вывод: внутренняя свобода изначальна и нуждается во внешней реализации, которая открывает людям путь к совместному раскрытию всех своих задатков и способностей, т.е. путь к счастью.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.