Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

На православной коняшке далеко не уедешь, россиянам нужен научно-философский вездеход

Попробуем взяться за такой непростой, и очень назревший вопрос:

Сможет ли современное русское Православие стать мировоззрением не отсталой нации?

 

Советская идеология была основана на марксистко-ленинском учении, которое по своей сути было близко к протестантскому рационализму и опиралось на научный материализм. Именно протестантская (революционная по духу) направленность на преобразование земной жизни дало мощный импульс советским людям для создания нового государства и качественного улучшения материальных условий жизни большинства граждан.

Россияне и сейчас хотят улучшать свою земную материальную жизнь, но  возродившееся в конце 20 века Православие, их тормозит. И скорее всего, даже не намеренно, а по многовековой привычке подавлять частную инициативу, идущую снизу, и подчинять её господским интересам.

Это негативное отношение основано на общем презрении к земной материальной жизни:

− Эта жизнь временна, коротка, полна трудностей и невзгод, а потому не нужно за неё сильно держаться. А тем более, зачем стремиться к материальному благополучию, долголетию,  здоровой и богатой жизни? Ведь всё равно умрём.

Такая православная логика убивает всякую инициативу и жизнелюбие, парализует разум, и подталкивает крепко напиться и забыться …, а потом опохмелиться…и снова …

 

По моему разумению, многим современным россиянам необходимо научное мировоззрение, которое будет опираться на рационально-критические принципы и современные знания. Может быть, научное мировоззрение и не сможет ответить на некоторые метафизические вопросы о Боге, о душе и вечной жизни, но оно будет нацеливать человека на разумное отношение к своей жизни и своей вере.

Наука отрезвляет, избавляет от наивной веры в чудеса, «расколдовывает мир», и как бы делает его менее сказочным, но вместе с тем, именно наука позволяет «сказку сделать былью», именно она даёт человеку реальные возможности изменить свою жизнь к лучшему и позаботиться о других людях, прежде всего, своих потомках.

Особую роль играет современная  практическая философия, которая осмысливает и моделирует принципы поведения, проверяет их моральную и прагматическую пригодность. Практическая философия расширяет пространство свободы человека по мере роста знаний о самом человеке, обществе и возможностях взаимосогласования разных человеческих интересов.

В сравнении с православной верой, которая создаёт очень много ограничений и искусственных преград для практической деятельности, современную науку можно сравнить с «вездеходом», который пробирается повсюду, где есть материальное или рациональное начало. «Вездеход» науки нацелен на высшие цели человеческого бытия: истину, добро, справедливость, счастье, и при этом является хранителем самой жизни как первоосновы всех целей и ценностей.

Фундаментальная ценность человеческой земной жизни мало заботит традиционную православную веру, ведь жизнь человека не принадлежит ему самому, она подвластна Богу, высшему начальству и каким-то ещё могущественным силам. А если человек не может распоряжаться своей жизнью, то им удобно управлять, манипулировать, превращать в винтик государственной системы.

Но философия и наука протестуют против этого, и требуют признать человека свободным, господином самого себя, самоценным существом и творцом своей жизни.

Конечно, выбор остаётся за каждым человеком, но голос разума должен звучать, и должен быть слышен современными людьми, которые хотят жить по своему, и по своему разумению быть счастливыми.

А что касается веры предков, то она, наверное, останется, но в ином виде, ведь «всё течёт, всё изменяется», как говорил Гераклит. И как говорили почти 100 лет назад в Советской России − «железный конь идёт на смену крестьянской лошадке». Так и мы, в начале 21 века, может поддакнуть по этому поводу и с улыбкой вспомнить о чёрно-белых телевизорах и печатных машинках.

 

 

1 комментарий по вопросу "На православной коняшке далеко не уедешь, россиянам нужен научно-философский вездеход"

  1. @UMNIK пишет:

    Господи, да какое там православие. Религиозное мировоззрение уже давно утратило свой смысл и никакими декретами его не восстановить. А если говорить о научном мировоззрении, то где и кем оно озвучивается. Я немного в теме и меня тоже многое раздражает. Давайте наконец похороним марксизм. Его модели не работают. Нет никакого спонтанного развития производительных сил. Нет никакого линейного прогресса. И наше историческое отставание не наша вина, а наша беда. И не в наших силах её преодолеть. Зачем научному мировоззрению идеологическая война между западниками и славянофилами. Если уж говорить с позиции науки, то западная гегемония не выглядит явлением прогрессивным и гуманистическим. Мы триста лет пытаемся обезьянничать и перенимать все западные цивилизационные ценности. И ничего не получается. Цивилизационное давление запада фактически лишило нас суверенитета. Западная дипломатия и спецслужбы могли позволить свергать наших императоров. Куда же боле? Весь 20 век срежиссировали мировые гегемоны. Мы заплатили миллионы жизней и ещё остались виноваты. Поразительный цинизм. Пусть ваша наука это и объяснит.

Добавить комментарий