Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

− Да здравствует православный социализм! − А где же аплодисменты? Философский антивирус общего действия (ФАОД)

Всё чаще в СМИ раздаются голоса о необходимости построения в России «православного социализма». Конечно, мало кто понимает: что это такое? И как его можно построить? Но в этом словосочетании есть какой-то магический смысл, приятный и бывшим коммунистам, ещё недавно строившим  свой развитой социализм, и новым православным верующим, почувствовавшим весомую государственную поддержку, внимание и свою особую роль в истории страны.

В итоге − «православный социализм» как бы отражает чаяния и надежды некоторой провластной части российского общества, заинтересованной в сохранении существующего порядка распределения общественных благ.

 

II

 

С философской точки зрения, идеологическая конструкция под названием «православный социализм» является результатом трансформации русской Матрицы традиционного сознания, которая активно адаптируется к новым социально-историческим условиям для сохранения патерналистской системы организации традиционного (несвободного) социума (См.: http://sofia-pnz.ru/?p=223).

В иерархической структуре Матрицы происходят необходимые замещения.

Так, на первом уровне – религиозно-метафизическом, − происходит смена идеологий: вместо марксизма-ленинизма и последовавшего за ним конституционного либерализма предлагается православная идеология, которая доминировала в царские времена.

На втором  уровне − властно-распорядительном, − воспроизводится мифологическая модель единовластного правления («Царь-батюшка» — спаситель русской земли) и однопартийная политическая система.

На третьем уровне − социально-экономическом, вместо рыночной экономики и связанных с ней буржуазно-демократических институтов, предполагается «социализм» − т.е. доминирование государственной собственности для патерналистского распределения материальных благ и контроля за жизнью большинства членов социума.

 

III

 

В идее «православного социализма» явно обнаруживается традиционная идеологическая установка на государствоцентризм, с характерным для него арсеналом мобилизационных средств. Чтобы оправдать использование этого мобилизационного арсенала, нужно оказаться в экстремальной ситуации выживания. Обычно это ситуации военно-политического противостояния, т.е. внешней или внутренней войны, которая делает правомерным принцип «Цель оправдывает средства», и активирует различные механизмы мобилизации общества:

1) «нравственно-религиозные» механизмы − «у нас свои ценности», «своя настоящая духовность», «а у них аморальная мораль»;

2) «социально-политические» механизмы − «мы в окружении врагов», «давайте объединяться вокруг нашего лидера», и «вместе спасёмся»;

3) «социально-экономические» механизмы − «материальные проблемы временны», «и не такое переживали», «потерпим лишения ради лучшего будущего».

С помощью мобилизационных механизмов традиционный социум пытается достичь единоверия, единомыслия и однообразия жизни, которые облегчают государственное управление и сводят его к тотальному внешнему контролю за поведением подданных.

 

IV

 

«Православный социализм» в нынешних российских условиях оказывается поспешным идеологическим мутантом, который порождён  для замедления необратимого процесса распада Матрицы традиционного сознания, а вместе с ней и самой патерналистско-деспотической системы управления. Так называемые «государственники» обычно кричат, что с распадом традиционной Матрицы и системы управления погибнет вся Россия. Это ложный устрашающий вывод, и его ложность вытекает из того, что в современных обществах неизбежно происходит рост степеней свободы, автономизация личностного сознания, и система управления вынуждена подстраиваться под меняющийся уровень личного и общественного сознания. Хотя возможен и реакционный вариант противодействия этим изменениям с помощью манипулятивного программирования традиционных установок и активизации «ловушек» массового сознания.

Изменения в сознании и в системе управления страной могут протекать с разной исторической скоростью, и это зависит от самих людей как деятельных субъектов. Так, если они будут сознавать себя свободными творцами своей жизни, то изменения будут быстрыми, а если большинство населения будут находиться в пассивном состоянии своей несвободы, то изменения будут идти, но очень медленно, и возможно, скачкообразным революционным путём.

Исторический опыт ХХ века даёт нам хороший урок того, что неспособность власти к демократическим реформам ведёт к страшному потрясению всего общества. И за эти ужасы прошлого века ответственны все участники тех событий, конечно, в разной мере, но именно все – и представители власти, и сам народ. И над этим нужно хорошенько поразмыслить в начале нового века.

10 комментариев по вопросу "− Да здравствует православный социализм! − А где же аплодисменты? Философский антивирус общего действия (ФАОД)"

  1. @UMNIK пишет:

    Распад матрицы традиционного сознания уже произошёл. Но мы постоянно фантазируем, что от нас, от людей, должны зависеть движения небесных светил. Но на личностном уровне мы терпим на работе, терпим в семье и т.д. Корпоративная этика может быть рабовладельческой и крепостнической, а миграция и эмиграция себе дороже. Самое изощрённое бытовое насилие может царствовать в самых богатых семьях. Как можно требовать от таких сервильных личностей политических свобод и либеральных ценностей на уровне государства. Если мы подчиняемся насилию в быту, то можем ли мы противостоять насилию государства? А термины социализм и православный не имеют для большинства населения и особенно молодёжи никакого смысла. Наша патриархальная матрица имеет чётко зафиксированный экономический смысл. У нас единственно естественным условием выживания является отапливаемое капитальное жилище зимой. По другому не выжить. Какой бы я не был свободной личностью, а на зиму я должен заготовить топливо. Всё. Демократия и рыночная экономика закончилась. Начальные условия выживания очень дороги. И если нам не нравится современная модель государства, то альтернативы ему пока не предвидится. Главный вопрос не о либерализме, а как отапливаться будем?

  2. @Otval пишет:

    Сотни лет топили дровами избы и выживали, в современную эпоху люди научились жить с удовольствием. Но в России еще побаиваются счастливой жизни, как бы не погрязть во грехе.

  3. @UMNIK пишет:

    140 лямов народа дровами уже не отопишь. Лесов не останется. Но я не об этом. В России нет объективных условий для формирования цивилизационных ценностей на основе признания первичности индивидуальности личности. И даже малыми коллективами невозможно выжить. Вопрос нашего единства — вопрос нашего выживания. На Западе алчность как двигатель прогресса сотворила чудеса. Там она может гаситься через экономическую деятельность, что, увы, невозможно у нас. Коллективные ценности архаичны, корпоративно жестоки и сервильны. Индивидуальное богатство не есть богатство коллектива. И если у них главная ценность свобода, то у нас социальная справедливость. Я не знаю, какого счастья боитесь вы, а я уже своё от боялся. Счастье понятие очень относительное. Вас не устраивает мещанское счастье? Вы желаете шекспировских страстей и революционных борений мятежной толпы. Нам то, ватникам, какое дело до ваших хотелок и вашего либерального прогресса. В Одессе сейчас реализуется ваш пилотный проект. Помогите там его реализовать, а мы посмотрим, посовещаемся и решим. Не надо нас православных ватников считать полудурками. Это не так.

  4. @Otval пишет:

    А кто будет с Вами советоваться? Ведь от Вас ничего не зависит? Как скажут, так и будете отжиматься

  5. @UMNIK пишет:

    Здрасьте, приехали. Философствующие вы наши. Миллионы лет эволюции совершенствовали наши коллективные формы бытия и они действительно оказались совершенными. Общественная иерархия это вам не просто так. Это важнейший инструмент адаптации.Становление вождя племени это жесточайший экзамен и всяческие проверки » на дурака»и он замотивирован биологически на выполнение своей миссии вождя. В его больной голове и мысли не может возникнуть о нанесении умышленного ущерба вверенному ему коллективу. Он может только ошибиться. И только из благих намерений. А благими намерениями вымощена дорога в ад. Так что если нам что-то говорят, то говорят не просто так. Нам всегда добра желают. Я печатаюсь в «Улице Московской». Так что в отчёты местного ФСБ я точно попадаю. Кому надо те нас слышат.

  6. @Otval пишет:

    Будем верить в разумность вождей….

    • @UMNIK пишет:

      Дело не в разумности. Дело в ошибке. Мы цивилизация соседская. Наши могущественные соседи с Запада оказывают на нас очень сильное цивилизационное давление. Мы не суверенны. Все войны, все смуты, все революции и прочее попадают под определение вмешательство третьей силы. 20 век вообще скроен по западным лекалам. Даже наша реваншистская идея о мировой революции заглохла на корню. Начиная с Чаадаева возник этот исторический вопрос. Если мы такие умные, то почему мы такие бедные. В рамках современной геополитики эта проблема неразрешима. Славянофильская изоляция приводит к цивилизационному отставанию и утрате всякого суверенитета. Передача нашего суверенитета Западу добровольно — тот же плачевный результат. Мы будем уничтожены и возможно с элементами геноцида. Евреев ещё могли пожалеть, нас будут просто давить как тараканов. Альтернативы нет.

  7. @Otval пишет:

    Выбор есть всегда,
    смотрите мою статью
    философское принуждение к свободе

  8. @UMNIK пишет:

    Да выбор есть. Или следовать по нашей исторической колее или самоликвидироваться. Мы выбираем следование в колее.Вы знаете способ как нам из неё выпрыгнуть? Поделитесь. Мировые катаклизмы в виде революций, мировых войн, технического прогресса только чуть расширили нашу колею, но принципиально ничего не меняется уже 3 столетия. Ждём когда очередная комета упадёт на Землю. Все вымрут, а мы останемся.

  9. @Otval пишет:

    Проблема весьма интреанан,,согласен аггпавном,но естмоменты,требующие осмысления . Ббуду. Думать. 16 марта 2016 года опубликую ввои соображения,

Добавить комментарий