Всё чаще в СМИ раздаются голоса о необходимости построения в России «православного социализма». Конечно, мало кто понимает: что это такое? И как его можно построить? Но в этом словосочетании есть какой-то магический смысл, приятный и бывшим коммунистам, ещё недавно строившим свой развитой социализм, и новым православным верующим, почувствовавшим весомую государственную поддержку, внимание и свою особую роль в истории страны.
В итоге − «православный социализм» как бы отражает чаяния и надежды некоторой провластной части российского общества, заинтересованной в сохранении существующего порядка распределения общественных благ.
II
С философской точки зрения, идеологическая конструкция под названием «православный социализм» является результатом трансформации русской Матрицы традиционного сознания, которая активно адаптируется к новым социально-историческим условиям для сохранения патерналистской системы организации традиционного (несвободного) социума (См.: http://sofia-pnz.ru/?p=223).
В иерархической структуре Матрицы происходят необходимые замещения.
Так, на первом уровне – религиозно-метафизическом, − происходит смена идеологий: вместо марксизма-ленинизма и последовавшего за ним конституционного либерализма предлагается православная идеология, которая доминировала в царские времена.
На втором уровне − властно-распорядительном, − воспроизводится мифологическая модель единовластного правления («Царь-батюшка» — спаситель русской земли) и однопартийная политическая система.
На третьем уровне − социально-экономическом, вместо рыночной экономики и связанных с ней буржуазно-демократических институтов, предполагается «социализм» − т.е. доминирование государственной собственности для патерналистского распределения материальных благ и контроля за жизнью большинства членов социума.
III
В идее «православного социализма» явно обнаруживается традиционная идеологическая установка на государствоцентризм, с характерным для него арсеналом мобилизационных средств. Чтобы оправдать использование этого мобилизационного арсенала, нужно оказаться в экстремальной ситуации выживания. Обычно это ситуации военно-политического противостояния, т.е. внешней или внутренней войны, которая делает правомерным принцип «Цель оправдывает средства», и активирует различные механизмы мобилизации общества:
1) «нравственно-религиозные» механизмы − «у нас свои ценности», «своя настоящая духовность», «а у них аморальная мораль»;
2) «социально-политические» механизмы − «мы в окружении врагов», «давайте объединяться вокруг нашего лидера», и «вместе спасёмся»;
3) «социально-экономические» механизмы − «материальные проблемы временны», «и не такое переживали», «потерпим лишения ради лучшего будущего».
С помощью мобилизационных механизмов традиционный социум пытается достичь единоверия, единомыслия и однообразия жизни, которые облегчают государственное управление и сводят его к тотальному внешнему контролю за поведением подданных.
IV
«Православный социализм» в нынешних российских условиях оказывается поспешным идеологическим мутантом, который порождён для замедления необратимого процесса распада Матрицы традиционного сознания, а вместе с ней и самой патерналистско-деспотической системы управления. Так называемые «государственники» обычно кричат, что с распадом традиционной Матрицы и системы управления погибнет вся Россия. Это ложный устрашающий вывод, и его ложность вытекает из того, что в современных обществах неизбежно происходит рост степеней свободы, автономизация личностного сознания, и система управления вынуждена подстраиваться под меняющийся уровень личного и общественного сознания. Хотя возможен и реакционный вариант противодействия этим изменениям с помощью манипулятивного программирования традиционных установок и активизации «ловушек» массового сознания.
Изменения в сознании и в системе управления страной могут протекать с разной исторической скоростью, и это зависит от самих людей как деятельных субъектов. Так, если они будут сознавать себя свободными творцами своей жизни, то изменения будут быстрыми, а если большинство населения будут находиться в пассивном состоянии своей несвободы, то изменения будут идти, но очень медленно, и возможно, скачкообразным революционным путём.
Исторический опыт ХХ века даёт нам хороший урок того, что неспособность власти к демократическим реформам ведёт к страшному потрясению всего общества. И за эти ужасы прошлого века ответственны все участники тех событий, конечно, в разной мере, но именно все – и представители власти, и сам народ. И над этим нужно хорошенько поразмыслить в начале нового века.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Распад матрицы традиционного сознания уже произошёл. Но мы постоянно фантазируем, что от нас, от людей, должны зависеть движения небесных светил. Но на личностном уровне мы терпим на работе, терпим в семье и т.д. Корпоративная этика может быть рабовладельческой и крепостнической, а миграция и эмиграция себе дороже. Самое изощрённое бытовое насилие может царствовать в самых богатых семьях. Как можно требовать от таких сервильных личностей политических свобод и либеральных ценностей на уровне государства. Если мы подчиняемся насилию в быту, то можем ли мы противостоять насилию государства? А термины социализм и православный не имеют для большинства населения и особенно молодёжи никакого смысла. Наша патриархальная матрица имеет чётко зафиксированный экономический смысл. У нас единственно естественным условием выживания является отапливаемое капитальное жилище зимой. По другому не выжить. Какой бы я не был свободной личностью, а на зиму я должен заготовить топливо. Всё. Демократия и рыночная экономика закончилась. Начальные условия выживания очень дороги. И если нам не нравится современная модель государства, то альтернативы ему пока не предвидится. Главный вопрос не о либерализме, а как отапливаться будем?
Сотни лет топили дровами избы и выживали, в современную эпоху люди научились жить с удовольствием. Но в России еще побаиваются счастливой жизни, как бы не погрязть во грехе.
140 лямов народа дровами уже не отопишь. Лесов не останется. Но я не об этом. В России нет объективных условий для формирования цивилизационных ценностей на основе признания первичности индивидуальности личности. И даже малыми коллективами невозможно выжить. Вопрос нашего единства — вопрос нашего выживания. На Западе алчность как двигатель прогресса сотворила чудеса. Там она может гаситься через экономическую деятельность, что, увы, невозможно у нас. Коллективные ценности архаичны, корпоративно жестоки и сервильны. Индивидуальное богатство не есть богатство коллектива. И если у них главная ценность свобода, то у нас социальная справедливость. Я не знаю, какого счастья боитесь вы, а я уже своё от боялся. Счастье понятие очень относительное. Вас не устраивает мещанское счастье? Вы желаете шекспировских страстей и революционных борений мятежной толпы. Нам то, ватникам, какое дело до ваших хотелок и вашего либерального прогресса. В Одессе сейчас реализуется ваш пилотный проект. Помогите там его реализовать, а мы посмотрим, посовещаемся и решим. Не надо нас православных ватников считать полудурками. Это не так.
А кто будет с Вами советоваться? Ведь от Вас ничего не зависит? Как скажут, так и будете отжиматься
Здрасьте, приехали. Философствующие вы наши. Миллионы лет эволюции совершенствовали наши коллективные формы бытия и они действительно оказались совершенными. Общественная иерархия это вам не просто так. Это важнейший инструмент адаптации.Становление вождя племени это жесточайший экзамен и всяческие проверки » на дурака»и он замотивирован биологически на выполнение своей миссии вождя. В его больной голове и мысли не может возникнуть о нанесении умышленного ущерба вверенному ему коллективу. Он может только ошибиться. И только из благих намерений. А благими намерениями вымощена дорога в ад. Так что если нам что-то говорят, то говорят не просто так. Нам всегда добра желают. Я печатаюсь в «Улице Московской». Так что в отчёты местного ФСБ я точно попадаю. Кому надо те нас слышат.
Будем верить в разумность вождей….
Дело не в разумности. Дело в ошибке. Мы цивилизация соседская. Наши могущественные соседи с Запада оказывают на нас очень сильное цивилизационное давление. Мы не суверенны. Все войны, все смуты, все революции и прочее попадают под определение вмешательство третьей силы. 20 век вообще скроен по западным лекалам. Даже наша реваншистская идея о мировой революции заглохла на корню. Начиная с Чаадаева возник этот исторический вопрос. Если мы такие умные, то почему мы такие бедные. В рамках современной геополитики эта проблема неразрешима. Славянофильская изоляция приводит к цивилизационному отставанию и утрате всякого суверенитета. Передача нашего суверенитета Западу добровольно — тот же плачевный результат. Мы будем уничтожены и возможно с элементами геноцида. Евреев ещё могли пожалеть, нас будут просто давить как тараканов. Альтернативы нет.
Выбор есть всегда,
смотрите мою статью
философское принуждение к свободе
Да выбор есть. Или следовать по нашей исторической колее или самоликвидироваться. Мы выбираем следование в колее.Вы знаете способ как нам из неё выпрыгнуть? Поделитесь. Мировые катаклизмы в виде революций, мировых войн, технического прогресса только чуть расширили нашу колею, но принципиально ничего не меняется уже 3 столетия. Ждём когда очередная комета упадёт на Землю. Все вымрут, а мы останемся.
Проблема весьма интреанан,,согласен аггпавном,но естмоменты,требующие осмысления . Ббуду. Думать. 16 марта 2016 года опубликую ввои соображения,