Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Сказка ложь, да в ней намёк (интервью газете «Новая биржевая газета» от 27 января 2000 г. подготовил М.М.Гущин)

Сегодняшний наш собеседник − кандидат философских наук, заведующий кафедрой философии ПГПУ Андрей Мясников, один из немногих в Пензе учёных, имеющих базовое философское образование.

Об авторе: 30 лет, коренной пензяк, окончил философский факультет Уральского госуниверситета (Екатеринбург), 7 лет преподает философию в ПГПУ, женат.

− Андрей Геннадьевич, в суете будней большинство из нас как-то позабыли о науке наук, пытающейся объяснить мироздание и пути его развития, определить место человека в этом мире. Чем живёт сегодня философия? О чём думают философы?

− Философия сегодня, как и в прежние времена, служит просвещению людей, призвана вносить в их жизнь основы здравомыслия, критичности, самостоятельности мышления. Она будет существовать и развиваться до тех пор, пока человек будет бороться за право  быть самостоятельно мыслящим существом, а не просто несовершеннолетним «винтиком» государственной или общественной машины. Современная философия, как никогда, занята проблемой понимания социальной сущности и значимости человека. Перед этой проблемой даже космологические и религиозные вопросы отступают на задний план. Наша действительность стала настолько сложной и многоуровневой, что подчас не знаешь, ты ли говоришь какие-то слова, фразы, или за тебя их проговаривают некие авторы из теле- и радиопередач.

− Вы имеете в виду влияние СМИ?

Именно это. Многие современные философы и обществоведы заостряют внимание на проблеме технологий конструирования специфического «ложного общественного сознания». Такое «ложное сознание», неспособное к объективному анализу событий и поступков людей, очень привлекательно для власть имущих и тех, кто пытается попасть в их число. Совсем недавно мы испытали мощнейшее влияние СМИ на наши мозговые клетки с той целью, чтобы всё в стране осталось по-прежнему: власть и собственность в одних руках, а «разбитое корыто» − у большинства населения.

Однако имущественное разделение − это не так страшно по сравнению с пошлостью и дилетантством, царящими  в нашей поп-культуре. Идёт активный процесс разрушения национальных культурных традиций и ценностей.

− Вы считаете этот процесс целенаправленным?

− Логика фактов и событий последних лет убеждает, что разрушение Советского Союза было неизбежным. Огромная страна, руководимая из одного центра, уже была  не способна реализовать отдельные частные интересы региональных политических элит, теневого капитала и отдельных национальных общин. Эти очень мощные центробежные внутренние социальные силы нашли поддержку за рубежом, в странах НАТО −  у наших главных военно-политических и экономических соперников.

Когда современные политики говорят о многополярном мире, то нужно понимать, что речь идёт о жесточайшей конкурентной борьбе за сферы политического влияния, за рынки сбыта для своих национальных экономик. На Западе к Марксу относятся с очень большим уважением, так как он обосновал логику развития капиталистического хозяйства, его законы. Так, если ты слабый и беззащитный, то тебя будут эксплуатировать. Это относится и к человеку, и к стране. Например, нашей. Сила, как известно, в единстве, поэтому на Западе так сильны профсоюзы, социальные партии.

− Не считаете ли Вы, что Россия должна вернуться к временам противостояния с Западом?

− Хочется верить, что они миновали, однако не будем забывать о недавней экспансии натовцев в Югославии. Сильные государства считаются только с сильными соперниками.

− Не отошли ли мы от философских тем нашей беседы и не ударились ли в политику?

− Самостоятельный и свободный человек должен быть политиком, особенно в эпоху трагическую и переходную для всей страны и народа. Скажу честно, мне не очень нравится политика сама по себе, но обстоятельства заставляют думать о проблемах страны, её месте в мире. Безусловно, мне гораздо интереснее заниматься историй философии, философскими проблемами естествознания, анализом мифологического мышления.

− Андрей Геннадьевич, как Вы относитесь к основному вопросу философии о первичности материи или сознания?

Так называемый «основной вопрос философии» является идеологическим штампом, который имеет одно назначение: разделить мыслителей на «наших» и «не наших», материалистов и идеалистов. При этом мало кто понимает, о чём, собственно идет речь.

В советское время преподаватели философии потихоньку посмеивались над этим вопросом, спрашивая студентов: «Что было вначале: курица или яйцо?». В то же время нельзя без полной серьёзности относиться к вопросу об отношении человеческого мышления к мирозданию в целом. Сегодня учёные стоят перед загадкой материальности мира. Вещество, из которого состоит материя, не имеет предела для деления. Оно же порождает так называемые «поля» (магнитные, гравитационные и др.), природа которых ещё мало понятна.

− В СМИ оживлённо обсуждают вопросы экстрасенсорики, НЛО, материальности духовных энергий. Как Вы оцениваете эти явления?

− Что касается экстрасенсорных явлений и необычных событий, то они всегда были интересны для философов. Сейчас мы не сомневаемся в сверхчувствительных способностях отдельных людей, но в то же время современная наука утверждает, что человеческий мозг уникален и самодостаточен, в нём заложены рядовые архетипы − модели мышления и поведения, которые реализуются в жизни. Сейчас можно говорить об энергии  и энергетических полях людей. Несомненно, за этим есть что-то реальное, хотя  к этим вещам нужно относиться очень осторожно, иначе легко попасть в руки ловких шарлатанов.

− Как вы думаете, должна ли религия противостоять лжемудрости магов и мистиков всех мастей?

− Истинная религия освобождает человека от ложных откровений и суеверий благодаря тому, что нацеливает на добро.  Она пробуждает и укрепляет нравственное чувство − совесть, которая является главным судьёй в споре добра и зла. К сожалению, в последние годы православная церковь стала отделяться от подлинной христианской веры. Православная церковь превратилась в крупную коммерческую структуру, крепко связанную с государственной властью. Нынешнее православие нуждается  в духовном обновлении, даже очищении, но вряд ли это будет возможно при нынешнем его руководстве.

Христос, как известно, изгнал торговцев  из храма и учил воздавать кесарю − кесарево, а богу − богово. Я вспоминаю начало 90-х годов, когда  с именем православия связывались надежды на обновление и одухотворение всей общественной жизни. Сейчас же всё чаще вспоминаются слова известного киногероя: «Почём опиум для народа?»

− Нас постоянно убеждают, что мы свободны и живём в демократическом обществе. Так ли это?

− На мой взгляд,  советская власть гарантировала больше прав, причём чиновники отвечали за их исполнение, а сейчас сплошные «свободы» и никакой ответственности. Человек не может быть свободным без нравственного и гражданского закона, иначе порождается вседозволенность. Для России − это колоссальная проблема. Представьте себе, крепостное право было отменено чуть больше 100 лет назад, а реально оно сохранялось и в советские времена. По сути дела в России ещё не было правовой культуры, и сегодня общественное сознание находится на очень низком уровне. Не перестаёшь удивляться тому, как наши люди не хотят думать, самостоятельно оценивать происходящие события. По прежнему они ждут властного приказа, распоряжения, либо приговора. Это вполне объективное  состояние российского общественного сознания, в котором очень сильна архаическая вера в доброго и справедливого царя-батюшку. Такими царями были и Ленин, и Сталин, и Ельцин, и сегодняшнего Путина делают именно по этому образу.

− А может быть,  россиянам и не нужно другого пути? Раздаются же призывы к установлению конституционной монархии.

− Если бы страна нормально развивалась и не было вымирания народа, то я бы согласился с вами. Когда же на улицах бродят нищие, идёт  гражданская война в Чечне, начинаешь думать о другом.

Федеральный центр  явно противопоставил себя всей России. Интересы олигархов и коррумпированных элит совершенно не совпадают с интересами регионов. Москва стала суперэксплуататором, можно сказать, вампиром, высасывающим жизненные силы из всей страны. Последние выборы в Государственную Думу показали,  как с мешком денег и поддержкой московских чиновников можно «купить» любой регион. Поэтому я прихожу к мысли о пользе создания  в России конфедерации, то есть союза независимых республик  или областей, штатов, в котором федеральный центр будет играть лишь координирующую и дипломатическую роль.

− Что будет  в таком случае с Пензенской областью?

Возможно, она войдёт в Поволжскую республику, а если найдёт силы и ресурсы, то станет самостоятельным членом конфедерации. Самый главный вопрос − это вопрос об ответственности за жизни  людей, проживающих на нашей земле. Если мы сами не будем думать и заботиться о себе, о своей семье, Пензенской земле, то никто этого не будет делать.

Большинство экономистов сходятся в мысли о невозможности эффективно управлять огромной Россией. Только на малых территориях можно добиться  контроля, ответственности и как следствие экономического благополучия, не используя при этом авторитарно-деспотических методов, а задействуя экономическую заинтересованность людей. Сейчас нас пугают распадом и полным политическим крахом России. А разве этого уже нет?

− Есть ли, по вашему, выход из этой ситуации?

−  Выход есть всегда.  В сложные времена в России находились патриоты и здравомыслящие люди. Думаю, что сегодняшняя интеллигенция должна играть ведущую роль в изменении общественного сознания. Ведь мы знаем, что идеи, овладевающие умами, становятся материальной силой.

− Что же сегодня делают философы, каков будет их вклад в развитие нашего общества?

− В апреле этого года мы планируем провести в Пензе научную конференцию по теме: «Свобода в России: иллюзии, реальность и будущее». Надеемся, что обсуждение этой проблемы выйдет за академические рамки  и затронет самые разные общественно-политические силы города и области. Изменения в жизни должны начинаться с изменения мыслей. Если мы будем уповать только на  грядущее блаженство в царстве небесном, то так и останемся униженными и оскорбленными в этом мире.  Тем же кто выскочил из грязи в князи, нужно помнить сказку А.Пушкина о Попе и работнике Балде, аллегорию власти и народа. Что стало с жадным попом? То-то же.

− И всё же материя или дух?

− Прежде всего мыслящий человек, соединяющий в себе  и то, и другое с его здравым смыслом. Если его не будет, то потеряют всякое значение и материя и дух.

Пока готовился материал, у Мясниковых родилась дочь. Сердечно поздравляем родителей.

Комментарии по вопросу "Сказка ложь, да в ней намёк (интервью газете «Новая биржевая газета» от 27 января 2000 г. подготовил М.М.Гущин)"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий