Модненькое слово «толерантность» в полной мере воплотилось в спектакле Пензенского областного драматического театра «Афинские вечера» в постановке Петра Орлова. «Толерантность» по-русски означает терпимость, и она якобы очень нужна России. Так нам пытаются внушить последние несколько лет, хотя терпимость сама по себе (т.е. ко всему) − качество далеко не позитивное, оно больше свидетельствует о слабости и несамостоятельности людей. Так зачем же спектакль даёт нам очередной урок этой самой толерантности?
Речь идёт не об игре актёров − она великолепна, в этом можно убеждаться каждый раз. Мой взгляд остановился на мировоззренческих смыслах, которыми был переполнен сюжет спектакля. Если в первой части были представлены вполне корректные жизненные обстоятельства современной российской семьи (например, вполне спокойно воспринималось публичное заявление жениха Сергея о том, что он еврей), то во второй части национально-классовый вопрос оказался на острие внимания.
Великолепная бабушка в исполнении примадонны пензенской сцены Людмилы Лозицкой оказалась не только аристократического происхождения (княгиней Растопчиной), но и очень «продвинутой» по современным молодёжным понятиям. В качестве мировоззренческой точки отсчёта ею признаются лишь собственное «хочу», собственное удовольствие и гипертрофированное самолюбие, которые подавляют и принижают всех, кто рядом, всех, кто не аристократического происхождения, и кто не относится к «богом избранному» этносу.
Униженными и оскорблёнными остались люди-персонажи спектакля, а за ними − целое поколение советских людей, которые имеют убеждения и принципы о добре и зле, о совести и бессовестности; под эмоциональным воздействием «бабушки-аристократки» они предстали ограниченными, чуть ли не слабоумными. Конечно, красноречивые фрагменты из поэтов Серебряного века могут ввести в моральное заблуждение любого неискушённого человека, а тем более пензенскую молодёжь − школьников и студентов, но для серьёзной, думающей публики спектакль стал настоящим испытанием собственной полноценности и нравственной зрелости.
Высказанные впечатления о смысловом содержании спектакля обращены прежде всего к автору и постановщику спектакля и прямо не относятся к действующим актёрам, но всё же в этом случае я призываю всю труппу театра к гражданской ответственности.
2001
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.