Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Стоит ли беспокоиться об интеллигенции в России? (статья опубликована в газете «Наша Пенза» октябрь 2003 г.)

В канун очередных больших выборов в России пробуждается неистовый интерес к судьбе интеллигенции, к её прошлому, настоящему и будущему. Кто-то очень заинтересован в пробуждении старых, почти забытых призраков нашей истории − интеллигентов, готовых страдать за весь народ.

«Пусть побыстрее начнут свою нелёгкую работу! − подсказывают политики, финансисты и «акулы» бизнеса. − Народу ведь некогда размышлять и оценивать происходящее, для него важнее сериалы и пиво».

Интеллигенция всё сделает как нужно: с чувством, с толком, с расстановкой; убедит, что «ничего не поправишь», «лучше уж так, как есть», а то не дай Бог  что-нибудь ещё натворим, нечто непредсказуемое…

За всё, что случится, она возьмёт на себя ответственность, с радостным самобичеванием будет вспоминать трудные и решительные дни, всплакивать о потерянных соратниках и времени, и, в конце концов, разжалобит нежные женские сердца и утомит мужские рассудки.

Фаталистическая настроенность российской интеллигенции была вскормлена ещё Лермонтовым и выпестована литературной и философской критикой Серебряного века. Что могли сделать с «локомотивом истории», например, Вячеслав Иванов или Николай Бердяев? Только признать его карающим перстом судьбы и молить о прощении за свою причастность к «не главному», «не должному» и «не народному».

«Пусть думают интеллигенты − остальным нужно работать!» − такова была многовековая установка российской власти. Я выступаю против этого тезиса и предлагаю свой: «Думать и работать должны все!», так как для этого у каждого человека есть необходимые средства и способности. Если же кто-то отказывается от этих требований разума (а на это у человека, конечно, есть свобода выбора), то тогда не нужно пенять на судьбу, на плохих правителей, на случайных прохожих за собственную несостоятельность, беспомощность и «малолетие». Тогда остаётся ждать, когда кто-то всё решит и укажет что делать и куда идти.

Я утверждаю, что интеллигенция как особое духовное сословие себя изжила. Она сохраняется лишь в качестве искусственного средства манипулирования общественным сознанием.

В эпоху постиндустриального общества интеллигентность выражается прежде всего в способности человека быть экономически самостоятельным, быть политиком и моралистом. Эти три составляющие требуют того самого разума, который скрывается в латинском слове «интеллигенция» или «разумная душа».

Если часть общества не хочет пользоваться собственным разумом, то в этом случае ответственность за их безучастность к собственной судьбе остаётся на них самих, как бы они ни хотели переложить её на плечи других.

Становление новой интеллигенции уже началось, несмотря на усиление процессов массового зомбирования, запугивания и развращения людей, потребителей дешёвых теле-кино-радио и других услуг.

«Хочешь достойно жить − думай и трудись!» и, конечно, требуй того же от других, ибо для этого имеются не только моральные, но и гражданские права.

Призраки старой интеллигенции ещё могут будоражить воображение романтично-скучноватой молодежи, но для тех, кто обзавёлся мобильным телефоном, они не страшны, их беспокоят реальные проблемы.

Комментарии по вопросу "Стоит ли беспокоиться об интеллигенции в России? (статья опубликована в газете «Наша Пенза» октябрь 2003 г.)"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий