Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Если ты мыслишь здраво, значит, ты уже в политике (интервью газете «Педагог» 24.12.2004. подготовил О.Ткачев)

− Андрей Геннадьевич, Ваш День рождения (24 декабря) совпадает с 65-летним юбилеем Пензенского государственного педагогического университета, в котором Вы являетесь заведующим кафедрой философии, и Ваши 35 лет − это тоже маленький юбилей. Как Вы соотносите эти события?

− По этому поводу хочется вспомнить мало кому известные слова юбилейного поздравления: «От юбилея к юбилею, мы всё мясистей и седее, мы всё лысее и мудрее, от юбилея к юбилею!». Конечно, эти слова я отношу к главному юбиляру − нашему университету, который уже достиг почтенного возраста и приобрёл за эти годы заслуженное уважение. Свои же 35 лет я рассматриваю по-философски, как вступление в полосу зрелости и созидания, а это ко многому обязывает и многое обещает. За 12 лет работы в педагогическом университете мне не приходилось разочаровываться в выборе. Наш университет − лучший на Пензенской земле! Прежде всего, потому, что в нём работают интересные, творческие люди, захваченные страстью к науке, преподаванию и плодотворному общению, а ведь педагог отличается от любого другого специалиста именно тем, что умеет и любит общаться с «другими» людьми, подчас не похожими на него и нуждающимися в поддержке и признании своей инаковости. Педагог − это Гуманитарий в строгом смысле слова, т.е. любящий всё человечество и стремящийся к его всестороннему совершенствованию.

− Философия всегда вызывает у студентов не однозначное отношение: для одних − это неприступная крепость, для  других − увлекательное занятие, а для третьих − просто предмет для сдачи экзамена. Что Вы могли бы сказать по этому поводу?

− Философия, как и любая другая наука, не предназначена кому-либо угождать или нравиться, она служит тем людям, которые не хотят оставаться только животными существами и размышляют о своём сверхчувственном назначении, хотят совершенствовать свой разум и жизнь в целом. Если у человека отсутствует такое желание, то пробудить его очень трудно, так как приходиться преодолевать множество предрассудков и  стереотипов поведения, сформированных ещё в детстве. Поэтому большинство студентов обычно не готовы к такому переосмыслению своих привычек и убеждений.

Очень многое зависит от преподавателя, от той личности, которая учит их философствовать. Преподавание философии всегда оказывается на грани между нравственным назиданием и повествованием о мнениях известных мыслителей. Очень не просто выдержать ту золотую середину, которая формирует способность мышления самого ученика или студента; в его глазах преподаватель легко может предстать или занудливым педантом-моралистом или просто рассказчиком никому не нужных и забытых теорий. Чтобы избежать этих печальных состояний необходимо постоянно вдумываться в то, что ты хочешь донести до студентов и чувствовать в них потребность самостоятельно продумать некоторые ситуации или проблемы.

По моим личным наблюдениям, у нынешних студентов проявляется повышенный интерес  к философским вопросам и к их осмыслению. Тем более, что сейчас имеется большой выбор различной литературы, самых разных мировоззренческих позиций, которые позволяют молодому ищущему человеку расширить свой кругозор, приобрести плюралистический образ мышления, который я бы не хотел называть «толерантным», а скорее всего, назвал бы «уважающим другого», признающим его человеческое достоинство и право на собственное мнение.

− Андрей Геннадьевич, как Вы считаете, нужно ли сегодня студентам, преподавателям заниматься политикой? Ведь ходят такие мнения, что каждый должен заниматься своим делом, следовательно, политикой должны заниматься только профессиональные политики…

− С моей точки зрения, если ты мыслишь здраво, значит, ты уже в политике.  Нынешняя информационная эпоха выражается главным образом в борьбе разных политических сил за пристрастия и стереотипы молодёжи. «Не думай!», «поглощай готовые шаблоны поведения, речи, одежды!» − вот установки для населения со стороны современного политико-экономического бомонда нашей страны. Здравомыслие − не в почёте, оно почти под запретом, так как здравомыслящий человек − это уже не просто потребитель разных услуг и готовых стандартов. Он сам создаёт своё жизненное пространство и создаёт себе ценности, способен критично оценить ценности и деятельность других людей и, конечно, государства. Такая самостоятельность очень опасна для самовлюблённой бюрократии и корыстных представителей власти, а в условиях авторитаризма она рассматривается почти как покушение на государственный порядок.

− Не слишком ли Вы драматизируете ситуацию? Многие люди хотят стабильности, устойчивости, порядка и связывают его с нынешним президентом.

− Последнее время имя нашего президента у меня ассоциируется с его многочисленными портретами в большинстве государственных учреждений, хочется с восторгом вскрикнуть «Да здравствует, Путин!».

На мой взгляд, угроза авторитарной власти в России стала очень реальной. Засилье официальной цензуры сделало телеканалы просто не интересными. Оппозиция ушла в подполье, на экранах одни марионетки − начиная с пронырливых и угодливых артистов, заканчивая очень дорогостоящей клоунадой в Государственной Думе. Отсутствие свободы слова − это страшный симптом политического кризиса, очередного застоя и, конечно, сигнал к тому, чтобы начать думать о политике и реально участвовать в ней ради будущего своих детей.

У многих наших сограждан возникает ощущение упадка и разочарования в нынешней жизни, потому что они сами не могут жить честно и видят, что общественная жизнь проникнута обманом, подлостью и сиюминутными позывами новых господ. Российский народ в очередной раз оказался брошенным на произвол судьбы: а как по-другому расценить величину пенсий или стипендий, размер пособия на ребёнка, равный двум евро.

− Как Вы относитесь к новому законопроекту  о реформе образования в России?

− Я слышал об этом проекте очень мало,  хотя и пытался найти о нём подробную информацию. Но, по всей видимости, этот проект искусно скрывают от народа, тем более от учёных-интеллектуалов, которые могут его глубоко проанализировать. Главное, что я понял из первых известий нашей Думы − многие вузы, в том числе и наш, могут быть в ближайшее время приватизированы, если не впишутся в жёсткие финансовые требования правительства или не пройдут очередное лицензирование и аккредитацию, которые, скорее всего, будут ужесточены.

Странно, что наши пензенские депутаты в госдуме не хотят общаться с преподавателями и студентами вузов по вопросам этой серьёзнейшей реформы. Пора бы им прийти к людям! Вообще-то мне не очень понятно, каким образом всего два чиновника в Думе могут представлять интересы и чаяния полутора миллионного населения Пензенской области. Наверное, они служат только своей партии и получают от этого большое удовольствие.

− Мы как-то отошли от темы Вашего дня рождения. Что Вы ждёте от ближайшего пятилетия своей жизни?

− Прежде всего, семейного благополучия и творческого прорыва. Думаю, что смогу защитить докторскую диссертацию и продвинуться в разработке современного кантоведения в контексте актуальных проблем философии морали и права. Моя дочка скоро пойдёт в школу, а для семьи − это важное событие, к которому нужно готовиться. А, в общем, я смотрю на ближайшее будущее по-китайски: «надейся на лучшее − готовься к худшему»; для оптимистов − это хорошая отрезвляющая мысль, а для пессимистов − предпосылка стать чуть веселее.

Поэтому в наступающий год «Оранжевого Петуха» хотел бы пожелать всем согражданам бодрости духа, здравия тела и постоянного движения мысли, ибо петух не любит засиживаться на одном месте. Если вы спросите, почему новогодний  Петух оранжевый? Я скажу лишь то, что это цвет бодрости и надежды, а в них сейчас очень нуждается российский народ.

Пожелаю всем мужества и искренности в Новом 2005 году.

− Редакция нашей газеты сердечно поздравляет Вас с Днем рождения и желает всяческих успехов.

− Большое спасибо.

Комментарии по вопросу "Если ты мыслишь здраво, значит, ты уже в политике (интервью газете «Педагог» 24.12.2004. подготовил О.Ткачев)"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий