Ажиотаж вокруг фильма вполне оправдан: полный зал кинотеатра является наглядным свидетельством большого интереса к патриотической теме, к красивым лицам героев и непрерывно сменяющим друг друга компьютерным эффектам. Почти никого не интересует смысл происходящего на огромном экране, зрители зачарованы типажами, яркими красками, колоритными и очень правдоподобными костюмами турок и русских офицеров.
Особенные эмоции, пронизывающие почти до нутра, вызывают многочисленные сцены убийств: пули, врезающиеся в руки, в ноги, в грудь и в голову, заставляют вздрагивать и напрягаться; отрывающиеся головы и другие конечности притупляют разум и вызывают инстинктивное желание покрепче схватиться за ручки кресла, либо пониже склонить голову от летящего на тебя колеса телеги.
В этом красочном потоке крови, насилия высвечивается почти ангельское лицо главной героини – Варвары Андреевны. Ей всё нипочём. Её пытаются сравнивать с Жанной Дарк. Она всегда красива, у неё всегда прекрасные и дорогие наряды, причёски. Где бы она ни была, на любом полевом стане для неё найдётся изысканный наряд. О ней мечтают русские офицеры, но она, то ли по-христиански, то ли по-мусульмански не доступна никому, даже своему чудноватому жениху (имя которого не запоминается по ходу фильма). И всё же она втайне влюблена (вернее, влюбляется) в главного героя – настоящего героя России (конечно, в версии Бориса Акунина) – в Эраста Фандорина.
Несомненно, что герой интересен своим упрямым лбом, умными глазами, аристократическими губами, волевым подбородком и простовато-русскими щеками. Он может почти всё, потому что он умный, догадливый и сильный как все взятые вместе Шерлоки Холмсы, Агаты Кристи, Ильи Муромцы и другие известные всем персонажи детективно-убойного жанра. Он не щадит себя ради отечества и женщины, которая рядом, т.е. ради Варвары Андреевны, так как по сценарию фильма она всегда рядом и умудряется попадать в неловкие и опасные ситуации. Как настоящий офицер, Фандорин не позволяет себе лишнего. Он даже не любит играть в карты, а тем более играть в любовь. У него другая миссия – спасать Россию от врагов, особенно от тайных, скрывающихся среди порядочных и достойных офицеров.
Лицо тайного врага не знает никто, но он рядом, дуло его пистолета уже направлено на хорошего человека. До последней сцены никто не может догадаться – кто он?
Найти и разоблачить врага среди своих – это главная цель Фандорина, священная цель русского офицера. Ради этого любой должен пожертвовать очень многим: личным благополучием, счастьем, любовью и, конечно, своей жизнью. Жизнь дана русскому офицеру не для того, чтобы её просто прожить, ею нужно бесстрашно жертвовать, надеясь при этом на силу своих мускулов, быструю смекалку и удачный замысел режиссёра.
Так и хочется пожелать автору и режиссёру: «Пусть будет жить Фандорин – до следующей серии! Он нужен России! Пусть гибнут другие! Пусть другие остаются несчастными калеками! Главное, чтобы он жил и верил в будущую встречу с Варварой Андреевной».
С этим чувством некоторой надежды на будущее зрители выходят из кинозала, и им почему-то не хочется ни о чём говорить, кроме того, что в туалете большая очередь. После естественного облегчения от выпитой колы или пива и от просмотра фильма люди куда-то идут. «Куда?» – спросите вы. − «Не знаю». Знают ли они − куда идут? Наверное, знают. В это хочется искренне верить.
Дай бог, чтобы они шли не на войну, а домой, к своим любимым и родным. А если кому-то не захочется идти домой, то пусть не мешают нормальным людям радоваться мирной и спокойной человеческой жизни.
«Но враг не дремлет!» − воскликнут соратники Фандорина. На что мы можем улыбнуться и ответить: «Значит, у него бессонница, и ему чего-то не хватает. Ему нужно помочь».
«Чем мы можем помочь врагу? Разве тем, что побыстрее освободим его от всех земных страданий, и отправим к праотцам?!»
Как сказал бы великий философ Кант, если такая помощь будет взаимной, то нас с вами скоро не станет на белом свете.
«Бог с вами», «Аллах Акбар», «Мир вам» − говорят люди. Но оказывается, что это не для русских. У них особое назначение – убить врага и умереть за главнокомандующего на поле боя. Оставшиеся в живых, наверное, смогут надеяться на симпатию столичных красоток.
К таким выводам прихожу я после просмотра этого кассового кинофильма. Хотя, да, я забываю, что такие фильмы не подлежат обсуждению, в них нужно верить. Тогда простите меня за глупую дерзость.
2005
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.