Интервью с кандидатом философских наук, доцентом кафедры философии, председателем Пензенского отделения Российского философского общества Мясниковым А. Г.
− Андрей Геннадьевич, редакция «Педагога» недавно узнала, что Вы получили грант РГНФ на подготовку научно-популярной книги по философии. О чём будет эта книга?
− Действительно, мой проект под названием «Библейская заповедь «не лги» и современная философия» был поддержан российским гуманитарным научным фондом, и я уже начал работать над книгой. Это будет книга о современных философских трактовках морально-правового запрета лжи.
− Легко ли писать научно-популярную книгу по философии?
− По-моему, любую книгу написать нелегко, а тем более научно-популярного характера. Для этого автор должен полностью владеть научным материалом, чтобы доступно представить его широкой читательской аудитории. У меня это будет первый опыт, хотя в своих прежних монографиях и многих статьях стремился к понятному изложению философских идей. Русская философия всегда искала популярные формы изложения. Не случайно, что русская классическая литература и литературная критика XIX века признаны самыми философскими в мире. Да и в недавнем советском прошлом, марксистско-ленинская философия была понятной и доступной для многих советских людей. Конечно, прежние идеологи использовали упрощённые и утопические схемы, часто иллюзорные понятия о «загнивающем капитализме», о «скорой и неминуемой победе коммунизма» и др. А поэтому в скором времени эти схемы и лозунги обнаружили свою явную несостоятельность и ложность, так как не соответствовали действительности и противоречили возможностям самого общества.
− Андрей Геннадьевич, давайте вернёмся к Вашей книге. Какова основная идея?
− Я опираюсь на мысль великого философа Иммануила Канта – «ложь есть корень всякого зла». Конечно, эта мысль была открыта человечеством задолго до Канта, но он впервые философски её обосновал, показал её глубину и огромное значение для жизни отдельного человека и общества в целом. Основное внимание уделяется проблеме права на ложь в современной мировой философии. Интересно то, что большинство современных философов в России и в других странах пытаются критиковать Канта за требование «всегда быть правдивым» и предлагают самые разные аргументы.
− Как Вы сами считаете, Кант был прав или он в чём-то ошибался?
− В своих исследованиях я доказываю, что Кант был прав. При этом нужно иметь в виду, что он различает морально-правовые требования «не лгать» и «всегда быть правдивым». Правдивыми мы обязаны быть в ситуации принуждения к ответу, если это не угрожает личной свободе, достоинству и не ущемляет наши права. Только в случае насилия или войны – ложь может стать допустимым орудием самообороны, но для этого мы должны публично признать врага или преступника, т.е. должны по праву использовать исключительные средства самообороны. Поэтому главный пафос кантовской практической философии состоит в протесте против всякой войны и насилия, ибо они превращают человека в хищное, хитроумное животное и страшно деформируют моральное сознание.
− И всё-таки можно ли солгать при необходимости?
− Конечно можно, но на свой страх и риск. В этом случае человек должен знать, что не только теряет собственное достоинство, но и обрекает себя на череду непредсказуемых последствий, которые ясно выражены в библейской мысли «благими намерениями вымощена дорога в ад». Сейчас мне очень понятна известная фраза российского политика Виктора Черномырдина – «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Это я постараюсь объяснить в конце книги.
− Большое спасибо за такой обстоятельный разговор. Желаем Вам творческих успехов и будем ждать выхода книги.
− Спасибо, думаю, что она будет полезна многим современникам.
2007
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.