Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

О НЕИЗБЕЖНОСТИ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Для чего нам нужны уроки истории? Некоторые считают, чтобы учиться на них не совершать серьёзных ошибок, а другие −  чтобы крепко запомнить нынешнюю власть  и дать ей надежду на долгое существование. Всё зависит от человеческих  целей.

Опираясь на великих русских поэтов А.Пушкина и М. Лермонтова, я хотел бы поставить под сомнение модный тезис некоторых историков о том, что Октябрьскую революцию 1917 года удалось бы избежать, если бы… вовремя были предприняты нужные реформы, не началась первая мировая война и т.д.

История, а в субъективном смысле судьба, не терпит сослагательных наклонений, т.к. это уже произошло. Конечно, недовольные потомки могут «переписывать» историю, делать её более приглядной для себя, более интересной или героической для других и т.п., но изменить её не в силах.

Могут ли потомки изменить себя, своё будущее, ведь именно об этой возможности на самом деле идёт речь в указанном тезисе.

Что сейчас творится в России?  Именно творится-делается конкретными, живыми людьми. Некоторые говорят, что реставрируется прежняя империя, и как следствие, «переписывается» прошлая судьба-история России, во-первых, для того, чтобы придать большую историческую справедливость теперешней власти, и, во-вторых, чтобы «предсказать» будущую судьбу России (например, по планам 20-20, 20-30, 20-…).

Итак, о неизбежности революции.

1830 год можно считать пророческим годом: Лермонтов и Пушкин пишут о неизбежности падения царской власти, причём падения кровавого, но справедливого. Лермонтов говорит об этом в известном стихотворении «Предсказание»:

Настанет год, России черный год,

                       Когда царей корона упадет;

                      Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

                      И пища многих будет смерть и кровь…

 

В том же году в сказке «О попе и работнике Балде» Пушкин художественно-образным языком говорит о неизбежности справедливого возмездия царствующей династии Романовых за многие столетия насилия и произвола. Художественные образы «Попа» и «Балды» представляют собой символы противостояния  российской власти и народа. «Поп»-толоконный лоб − есть не что иное как «Глава», носитель власти, он символизирует деспотическую властную вертикаль. (См. схему) Жажда наживы, жадность и корыстолюбие пронизывают все уровни власти, и её почти бесплатно должен обслуживать «Балда» − народ.

«Уговор» (читай, общественный договор, по Руссо) между ними прост – «за три щелка по лбу» готов Балда работать день и ночь. Спрашивается: зачем ему тратить столько сил и времени ради трёх щелчков. С точки зрения  здравого смысла − это просто глупо. Но в том-то вся и загвоздка, что «Балда» не простой работник («Повар, конюх, и плотник»), он представитель родовой горизонтали, выразитель родовых, народных, природных сил, той огромной мощи, которую хранит природа России. А значит, «уговор» заключался с некоторым дальним умыслом − наказать «Попа» по справедливости.

Возмездие за несправедливость неминуемо наступит − об этом говорит Пушкин, прорицая, предсказывая и выражая  тем самым мысли и настроения миллионов крепостных, бесправных  жителей страны. Эта огромная энергия уже вырывалась наружу в виде бунтов и мятежей, но до свержения самодержавия ещё не доходила. См. схему взаимоотношений власти и народа  в традиционном российском обществе

 

Какие бы хитроумные задачи  не придумал «Поп», все они будут решены с помощью сил рода-народа-природы. Вода-земля-небо едины в помощи своему народу и его героям.

Правда жизни, высказанная Пушкиным, слишком противоречила николаевскому режиму, за что и был убит поэт.  И Лермонтов, по сути, также. Уже за эти два убийства последующая династия Романовых должна была расплатиться сполна.

В том же 1830 году П.Чаадаев начинает работу над своими «Философическими письмами», находясь в постоянной переписке с Пушкиным.

Поэты-прорицатели говорили о том, что они чувствовали и переживали, о том, что они знали. Знание о неизбежности событий, явлений − это знание природы (провидения), которое открывает механизм природы. Законы физики и законы общественного развития коренятся в единой природе вещей, в общей логике мирового развития.  Тот, кто не хочет знать природу вещей становится «волюнтаристом», мечтателем, фанатиком идеи.

Расстрел царской семьи Николая II был итогом природно-исторического воздаяния. Революционный фанатизм В.Ульянова-Ленина был силой природы, аккумулировавший в себе огромную энергию десятков поколений униженных и оскорбленных россиян, а потому эта сила захватила миллионы людей, поверивших в новую власть. Справиться с этой огромной освободившейся энергией Ленин не смог, он просто «сгорел» от титанической работы. Сталину пришлось «обуздывать» эту энергию: с помощью репрессий устрашать свой народ и мобилизовать его на войну внутреннюю и внешнюю. Творением Сталина стала казарменно-зэковская империя.

Вернёмся к урокам истории. Октябрьская революция 1917 года в России была исторической неизбежностью уже лишь потому, что она произошла и радикально изменила всё человечество. После неё в России произошли другие революции, как мы их называем, ельцинские, буржуазно-демократические − 1991 и 1993 гг. Власть снова поменялась. Будет ли она помнить о прорицаниях великих поэтов? Или их предсказания не имеют отношения к нынешней России?

P.S.

До тех пор, пока огромная евразийская территория нашей страны называется Россия, слова поэтов останутся важным предупреждением для правителей. Ведь чем больше территория, тем дальше власть от своих граждан, тем больше всевозможных посредников, советников, помощников, занятых не производительным трудом, а обслуживанием самой системы управления. Бюрократический аппарат всегда «разъедал» («объедал») тружеников, быстро превращался в монстра, как это было на закате и царизма, и советского периода. А как иначе управлять огромной и очень разнообразной территорией?

 

2008

Комментарии по вопросу "О НЕИЗБЕЖНОСТИ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий