Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Педагогика И. Канта и моральное здоровье ребёнка

  1. Тема формирования морального здоровья ребёнка имеет ключевое значение в педагогической теории Иммануила Канта, а также во всей морально-практической философии великого мыслителя. Современное обращение к наследию Канта вызвано настоятельной потребностью выработать базовые общечеловеческие принципы поведения, которые бы вели к мирному сосуществованию разных людей и народов и способствовали гармоничному развитию задатков каждого человека.

Моральное здоровье возможно, по Канту, через систему воспитания ребёнка, т.е. через уход, дисциплину и обучение вместе с образованием. Если на раннем этапе жизни (в младенчестве) требуется прежде всего уход, т.е. физическая забота родителей и медиков, то начиная с периода самостоятельного хождения требуется дисциплина, чтобы ограничить естественное сильное влечение к абсолютной свободе или беззаконию.

  1. Моральное здоровье ребёнка, с точки зрения Канта, − это воспитанность в соответствии с идеалом человечности. В самом человечестве заложено природой много задатков, при этом Кант обращает внимание прежде всего на  те, которые отличают человека как разумное существо от других животных существ. К ним относятся задатки технические («искусность в чём-либо»), прагматические («благоразумие в общении с другими людьми») и моральные («мудрость как способность делать добро»). Воспитание характера  или твердой решимости что-то делать является важнейшим условием развития моральных задатков. Оно включает в себя знакомство ребёнка с обязанностями по отношению к самому себе и по отношению к другим людям.

В отношении себя ребёнок должен проявлять умеренность и воздержанность, сознавая при этом свое внутреннее достоинство, которое придаёт ему благородство. Никогда нельзя отрекаться от общечеловеческого достоинства в своём собственном лице. Например, ложь – делает человека предметом всеобщего презрения.

В отношениях с другими людьми  следует проявлять почтение и уважение к праву людей как высшей ценности в человеческом мире.

  1. Главный принцип педагогики Канта состоит в том, что «дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего». Этот принцип выражает космополитическую идею движения всех разумных существ к общему благу. При этом Кант задаёт возможным скептикам провокационный вопрос: «А разве общее благо может повредить личному благу человека?».
  2. Начинать воспитание человека, по Канту, следует с того, чтобы, во-первых, «приучить ребёнка к дисциплине», укротить его природную дикость и сформировать уважение к правилам и порядку. Во-вторых, нужно приобщить ребёнка к культуре и цивилизованности, т.е. развивать его навыки и способности, чтобы подготовить его к самостоятельной жизни в сообществе с другими людьми. В-третьих, важна выработка морального образа мыслей, позволяющего выбирать добрые цели, которые будут одобрены всеми разумными людьми. Т.е. выработка морального характера.

При этом очень важно формировать у ребёнка основы самостоятельного мышления:

  • думать самому;
  • мыслить себя на месте другого;
  • мыслить в согласии с самим собой (не противоречить себе и не обманывать других)

Проблема лжи занимает в философии и педагогическом учении Канта центральное место. Главной причиной лжи у детей является страх перед возможным внешним наказанием. Если этот страх не будет преодолён, то ложь укореняется в образе мысли, становится привычным способом решения проблем. Как можно его преодолеть?

Кант предлагает воспитывать внутреннее отвращение к нарушению долга и, в частности, ко лжи через моральное наказание. Можно ли здесь обойтись без физических наказаний, без унижения достоинства провинившегося ребёнка?

  1. Труднейшая проблема воспитания, согласно Канту, заключается в том, «как соединить подчинение принуждению со способностью пользоваться своей свободой». Возможность такого соединения состоит в том, чтобы не мешать свободе других и при этом рассчитывать на то, чтобы и другие дали тебе возможность проявить свою свободу. Ведь достичь своих целей человек может только в сообществе, которое будет признавать твоё право на достижение этих целей. Ребёнок должен усвоить важнейшее правило разумной и свободной общественной жизни: твоя свобода ограничивается свободой других людей.

Поэтому следует приучать ребёнка к выполнению общезначимых правил, к дисциплине, чтобы в последствие он мог раскрыть  собственные задатки, реализовать свои  цели и стать свободным гражданином.

По Канту,  мы должны  прежде всего научить ребёнка подчиняться правилам и общим нормам, так как без подчинения законам невозможно никакое сообщество.   На чём должно основываться это подчинение?

  • Может быть, на страхе перед внешним наказанием (со стороны других людей или бога)? Тогда послушание авторитетам и более могущественным лицам может вести к покорности и продажности.
  • Или на уважении к закону, которое порождает отвращение к беспорядку, дикости, ко всякой гнусности и нечестности? Воспитание уважения к закону основывается на личном примере учителя, на знаниях и развитии самостоятельного мышления ребёнка. Его разум способен понять преимущества правовой жизни людей.

Итак, или страх перед наказанием или уважение к закону?

 

2009

Комментарии по вопросу "Педагогика И. Канта и моральное здоровье ребёнка"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий