Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Одноразовое кино с претензией на новую моральность (размышления над кинофильмом «Адмиралъ»)

− Я выполнял свой долг! Я обязан выполнить свой долг! Это − мой долг! − эти и подобные фразы друг за другом повторяют главные герои кинофильма о Колчаке.

С этими словами «белые» офицеры  жертвуют своими подчинёнными, жертвуют собой ради России. На фоне этого героического самопожертвования мелькают охваченные страстями любви и ревности лица жён и любовниц.

Поистине, живой человек − многолик, а тем более, если это главнокомандующий (почти Наполеон). Долг и страсть в нём живут нераздельно, и не важно, что воинский долг заставляет жертвовать личной жизнью, он требует убивать врагов, казнить восставших холопов − ведь так требует долг…

Истощённый войной дух адмирала нуждается в сильном допинге − в любовной страсти, которая способна озарить чело и создать видимость смысла.

На протяжении фильма ловишь себя на мысли: «опять нужно выбирать между «Белыми» и «Красными». Такой выбор сделать не просто: с одной стороны, образованная, богатая, красивая белогвардейская Россия, имеющая понятия о долге перед великой империей, с другой − невежественная, озлобленная, бедняцкая «красная Армия» и советская власть, которая всё же победила и создала новую империю.

Кто же лучше: «белые» или «красные»?

Вековая дилемма России. Ещё тридцать лет назад за такую постановку вопроса  можно было лишиться должности, а то  и свободы. Сейчас же мы продолжаем мучиться над её решением: и историческая неизбежность Октябрьской революции уже не вызывает сомнений, и чем больше фактов открывается о советском режиме правления, тем больше возникает вопросов о его целесообразности и справедливости.

В этом фильме классовый подход к нашей истории остаётся актуальным. Если следовать ему, то (хочешь − не хочешь) нужно делать свой выбор. А от него один шаг до «классовой морали» и вражды, разрешающей использовать любые средства ради высших классовых целей, типа народного счастья или могущества империи.

Так что же хотели донести до зрителей сценаристы, режиссеры, постановщики фильма, созданного по заказу «1 канала»? Благородство, мужество, рассудительность белого генерала-адмирала Колчака, искавшего утешения и вдохновения в любовной страсти, а не в кругу семьи? Допустим, что это.

Но простят ли его потомки убитых красногвардейцев (крестьян и рабочих, которых было абсолютное большинство)? Захотят ли они признать его новым героем России?

Желание «переписать историю» или как в нашем фильме «фрагментировать историю» вполне естественно для любой новой власти, но в информационную эпоху оно чревато серьёзными последствиями , а именно- активизацией классовых настроений в обществе. Это тем более опасно в период экономического спада и роста социальной напряжённости.

Остаётся надеяться на то, что больше одного раза такое кино не будут смотреть, независимо от участия известных артистов.

 

2009

 

Комментарии по вопросу "Одноразовое кино с претензией на новую моральность (размышления над кинофильмом «Адмиралъ»)"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий