ОТЗЫВ на автореферат докторской диссертации Шукшиной Людмилы Викторовны на тему «Экзистенциальная ценность социальных иллюзий»
Тема докторской диссертации Л.В.Шукшиной вызывает явное недоумение, которое усиливается по ходу прочтения автореферата. Диссертант намерен опровергнуть общеизвестное научное утверждение о том, что «социальные иллюзии тормозят развитие общества и индивида, мешают движению вперед, вносят дисбаланс в общественное развитие и в целом оказывают негативное влияние на отдельную личность и социум» (стр.4 – автореферата). Шукшина предлагает видеть в социальных иллюзиях ценное и позитивное содержание, называя его «экзистенциальным».
В связи с этим возникают серьёзные затруднения.
Во-первых, автор не даёт чёткого определения основному понятию своего исследования – «социальным иллюзиям». Что это такое? Как известно, любое научное исследование должно начинаться с предельно чёткого определения предмета познания. К сожалению, у Шукшиной он оказывается очень размытым. Эта размытость прикрывается междисциплинарным характером исследования.
Во-вторых, в тексте автореферата постоянно смешиваются понятия − «иллюзии», «заблуждения», «мечта», «идеал», «вера», «идеальное» и др. Более того, автор совершает подмены понятий, чтобы придать понятию «социальные иллюзии» более значимый и почти тотальный характер в развитии человечества.
В-третьих, такая подмена понятий подводит автора к теории тотального заблуждения. Согласно этой теории «все люди заблуждаются», значит, «без заблуждений обойтись нельзя», следовательно, «заблуждения=иллюзии полезны». Опасность и беспочвенность теории тотального заблуждения была раскрыта ещё в конце XVIII века немецким философом И.Кантом. Но оказывается, что и в начале XXI века она всё ещё имеет своих немногочисленных сторонников.
Автор диссертации пытается доказать психотерапевтическое значение социальных иллюзий, рассматривая их как своего рода «анестезию» или «облегчающий самообман, ложное осознание человеком тех или иных социальных, психологических процессов и явлений» (стр. 4). Автор явно недооценивает личную и общественную опасность такого рода обманов, которые имеют долгосрочный разрушительный потенциал и не ведут к позитивному развитию ни конкретной личности, ни всего общества, а наоборот, способствуют социальной деструкции и усилению депрессивности в обществе.
Вследствие того, что понятие «социальные иллюзии» трактуется очень расширительно и часто подменивается другими понятиями, автор придаёт этому феномену чуть ли не главную роль в общественной жизни, относя к нему почти все достижения культурной и научной деятельности людей, которые со временем обнаружили свою несостоятельность или ложность, т.е. перестали быть подлинными знаниями, верованиями и убеждениями. Таким образом, вся культурно-символическая сфера человеческой жизнедеятельности, по мнению диссертанта, оказывается «иллюзорной».
Возникает вопрос, на который я прошу диссертанта ответить публично на защите диссертации: «Что такое не-иллюзия?»
В тексте автореферата почти отсутствуют примеры «социальных иллюзий», а те которые приводятся автором кажутся нам очень странными. Так. Л.В.Шукшина пишет на стр. 11: «В Европе таковыми, например, являются иллюзии относительно собственности, демократического типа власти, естественных прав человека, Я-концепции, а в России – это иллюзии относительно государственной собственности, типа правления, прав этносов, Мы-концепции и идентификации».
О чём говорит автор? То ли о господствующих ценностных установках, выработанных столетиями, то ли о коллективных заблужениях, которые до сих пор не преодолены большинством людей, то ли автор всё смешивает в одну понятийную кучу под замысловатым и гламурным названием «социальные иллюзии». Если бы в Европе собственность не признавалась общезначимой социальной ценностью и предметом фундаментального права, то эта ценность не легла бы в основу современного международного права и конституций большинства стран. Но не будем забывать главной интенции автора − «все заблуждаются», наверное, только кроме диссертанта.
В-четвёртых, бросается в глаза формальная видимость научности представленного исследования, с его многочисленными разделами, структурой, функциями и классификациями. Может показаться, что действительно − это глубокое научное исследование, которое ломает прежние стереотипы философии и гуманитарных наук в целом. Но при внимательном прочтении оказывается совсем иное. Автор вводит в заблуждение научную общественность, доказывая «экзистенциальную ценность социальных иллюзий». Такого рода работа не только не соответствует научным требованиям, но и имеет большую опасность для современного российского общества, которое почти парализовано многочисленными обманами, заблуждениями и иллюзиями. Вместо того, чтобы разоблачать различные виды иллюзорного сознания и интеллектуально помогать своим современникам, Л.В.Шукшина предлагает интеллектуальную «анестезию», которая должна на некоторое время создать видимость счастья и благополучия. Но такие «процедуры», как известно, заканчиваются страшными трагедиями и поломанными судьбами, ибо «необоснованные надежды» и «несбыточные желания» ведут к разрушению моральных основ жизни, а, в конечном счёте, к потере смысла существования человека. И это вполне логично вытекает из того, что диссертант отрицает категорический императив И.Канта (стр.6), признанный во всём цивилизованном мире и всеми известными философами последних двух столетий.
По моему мнению, социальная «анестезия», которую предлагает Л.В.Шукшина является псевдонаучной теорией, которая не может претендовать на одобрение научным сообществом. Именно такие псевдо-исследования позволяют говорить о философии как о совершенно бесполезной науке, которая может оправдать всё, что угодно.
Считаю, что диссертационная работа Шукшиной Л.В. не соответствует требованиям ВАК РФ и не может считаться научным исследованием в области социальной философии.
31 декабря 2009 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.