В конце марта и начале апреля в нашем университете произошли два научных события, которые объединила одна общая тема − «Религиозно-философское наследие Льва Толстого». Первым событием стало совместное заседание Пензенского отделения Российского философского общества и факультета русского языка и литературы, в котором приняли участие ведущие преподаватели-обществоведы, литераторы нашего города, а также студенты разных факультетов ПГПУ. Второе событие − студенческая научная конференция, которая состоялась на факультете физической культуры под названием «Философское наследие Л.Толстого».
Главным организатором этих научных собраний стал профессор кафедры философии, доктор философских наук, председатель Пензенского отделения РФО Андрей Геннадьевич Мясников.
Редакция газеты «Педагог» решила задать профессору Мясникову несколько вопросов о прошедших толстовских конференциях.
− Андрей Геннадьевич, почему Вы заинтересовались этой темой и приложили столько усилий для организации этих конференций?
− Формальным поводом послужила круглая дата памяти великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого. В ноябре этого года исполнится 100 лет как Толстой ушёл из российской жизни. Но именно за это время его идеи ненасилия и любви к человечеству стали более отчётливо понятными и актуальными. Весь 20 век был столетием массового насилия и обмана, против которых боролся Толстой, которые он обличал всей силой своего художественного и публицистического таланта. Интерес к наследию Толстого никогда не прекращался в России, но в сегодняшнее переходное время критический, разоблачительный настрой его размышлений очень нужен россиянам, так как в общественной жизни опять наметился застой и сплошная показуха. А Лев Николаевич высоко ценил подлинное, настоящее, то, что создаётся человеком с любовью.
Мне бы хотелось поблагодарить декана факультета русского языка и литературы Ольгу Владимировну Христолюбову за хорошую организацию нашего совместного заседания, и за интересное выступление, в котором она подчеркнула не только актуальность идейного наследия Толстого, а его духовную востребованность в нашу сложную эпоху.
− А что нового увидели пензенские учёные в наследии Льва Толстого?
− Говорить о новизне в изучении творчества Толстого очень ответственно, так как о нём написаны сотни книг и защищены десятки диссертаций, а вот об актуализации его идей можно говорить совершенно справедливо. Чем интересен Толстой нашим современникам? Например, профессору Владимиру Васильевичу Сохранову, сделавшему прекрасный доклад на нашем заседании, Толстой привлекателен постановкой проблемы смысла и возможности человеческого воспитания, а точнее, возможности развития ребёнка. Это ключевая педагогическая проблема решается Толстым на основе этики ненасилия, которая ставит под сомнение понятие «нормы в воспитании», которое является относительным и упрощает реального человека до схемы или шаблона. Именно воспитание свободной личности является педагогическим и философским замыслом русского мыслителя.
В своём докладе я представил эволюцию мировоззрения Толстого от иррационализма Шопенгауэра к универсальной этике Канта. Эта тема только начинает разрабатываться в отечественной истории философии и литературоведении. Она привлекла меня тем, что Толстой смог преодолеть свой духовный кризис прежде всего с помощью колоссальной мыслительной работы, он смог понять негативный, разрушительный характер интеллектуального эгоцентризма Шопенгауэра, смог пересилить свою исключительность и самодостаточность за счёт обращения к общечеловеческому разумению, к понятию о едином моральном законе человеческого общения. Толстой наглядно показывает нам, что любовь − это именно та причина, которая порождает желания, хотение что-то делать, созидать, и она же является причиной жизни. Из этого следует, что любить − значит желать жить. Не просто существовать подобно овощу, а жить с удовольствием, с желанием делать добро.
Интересные моменты в творчестве Толстого показал профессор факультета русского языка Сергей Иванович Щеблыкин. Он обратил внимание на философские константы в художественном мире Толстого, такие как постоянная саморефлексия, экспериментирование над собой, стремление к целостности и абсолютной истине.
Оригинальный доклад был представлен доцентом факультета ЕГФ Натальей Леонардовной Ильиной и доцентом артиллерийского института Николаем Николаевичем Денисенко по теме «Космогенез Льва Толстого». Авторы предложили свою астропсихологическую трактовку жизненного пути писателя, которая чётко укладывается в семилетние циклы развития человека. Попытка синтеза астрологического и психологического анализа оказалась не обычной и заслуживающей внимания.
− Андрей Геннадьевич, а как прошла студенческая конференция? Какие толстовские темы привлекли студентов «физвоза»?
− Всего было подготовлено 12 докладов по проблемам толстовского понимания смысла жизни и назначения человека, истинной религии, человеческой свободы и исторической необходимости. Особое внимание привлекла проблема ненасилия, которая занимает центральное место в философском мировоззрении Толстого.
− Каково отношение нынешних студентов к идее ненасилия, а тем более у студентов факультета физической культуры?
− Дело в том, что студенты «физвоза» одни из самых дисциплинированных, так как занятия спортом невозможны без строгого распорядка жизни и дисциплины, прежде всего, без самодисциплины. Именно сильный человек может быть великодушным и добрым, и не будет пытаться всякий раз демонстрировать свою «силу». Поэтому идея ненасилия вполне понятна нынешним студентам «физвоза», хотя они всегда готовы постоять за себя и защитить других от несправедливости.
Кроме того студентам всегда интересна тема любви. Лев Толстой говорит о любви не как об эгоистическом чувстве обладания и самодовольства, а о любви как служении другим людям, о любви как дарении себя другому.
− Неужели современные студенты ещё верят в совершенно бескорыстную любовь?
− Думаю, да, верят, и это нормально. Без этого идеала человеческая жизнь будет угрюмой и серой. Конечно, в современной жизни мы часто встречаемся с взаимовыгодными отношениями, но настоящая любовь выше этого, а потому она не имеет границ.
− И в заключение, Андрей Геннадьевич, что Вы сами считаете главным в философском учении Льва Толстого?
− Это постоянный творческий поиск и работа над собой, которая постепенно преображает и нас, и мир вокруг нас.
− Большое спасибо за интервью, редакция «Педагога» желает Вам новых творческих свершений.
2010
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.