Современные российские обществоведы дружно отмечают важный социальный факт − «рост апатии в обществе». Россияне всё больше становятся безынициативными в своей профессиональной деятельности, безразличными друг к другу, недоверчивыми к социальным и политическим проектам, т.е. в целом пассивными, а как ехидно говорят западные социологи – овощеобразными существами.
Тихое игнорирование реформ и громких начинаний напоминает саботаж против советской власти. У правящей группы уже начинают сдавать нервы: «Раз они не хотят участвовать в нашей модернизации, их нужно принудить к ней!».
− Да, сплошные «нужники» по всей России, – «чтоб быстро и сразу».
Но люди не верят и не хотят стараться, напрягаться, у них нет интереса. Интерес к реформам есть только у правящей команды и у лично зависящих от неё региональных наместников. Остальные граждане не понимают их смысла, не видят в них своего личного интереса, а ведь после 20 лет разгульной рыночной жизни – кроме личного материального интереса большинство россиян иного не хотят понимать.
Что же происходит?
Образно говоря, «русский медведь залёг в спячку». Для того чтобы сохранить физические и моральные силы, своё достоинство – лучше всего такая защитная реакция – «уснуть» на время непонятных преобразований, манипуляций и громких великодержавных проектов.
− Сам работай за чешую, − постанывает во сне русский Потапыч, − а я лучше посплю… и опять храп.
− Как тебе не стыдно, Михал Потапыч! – кричит на него лисья команда из всех лесных СМИ. – Просыпайся! Мы и так уже ничего не делаем, нам нечем гордиться перед чужеземцами! – Проснись же, окаянный, да хоть ради нашего лесного Бога!
Но мишка по-прежнему посапывает.
− Да, чтоб тебя клопы закусали! Чтоб тебе никогда больше не видеть лесной малины! Чтоб ты все зубы потерял и никогда не смог разжевать большую и жирную рыбу! Чтоб у тебя шерсть свалялась….
Но медведь спит и видит во сне морских чаек, которые величаво парят над крутым берегом и высматривают в зеленоватых волнах морскую добычу…
Впервые опубликована в «Вестнике Российского философского общества» 2011 № 2 (Москва) стр. 175.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.