Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

О современном «мистическом социализме» в России (научно-популярный комментарий)

Итогом многолетних исканий отечественных политических философов стала мистическая идея «исторического предназначения России»[1]. Что это за идея? Это не идея,  − говорит главный редактор политологического сборника Владимир Николаевич Шевченко, − это сама российская жизнь, взятая в исторической ретроспективе; это жизнь государства российского за последние 500 лет  − от Московии до РФ.

− Как живём мы на русской земле? – задаются вопросом авторы этого сборника, и слышится им голос многомиллионного народа.

− Да, как? − плохо, тяжело нам.  Всё молимся и молимся, а толку нет никакого. То барин, то комиссар, то новые хозяева появились − всё одно: душат мужика, из баб наших соки все жмут, да посмеиваются  над нашей убогостью.

И решил я тогда спросить у прохожих мужичков об «историческом предназначении России». Что  они об этом думают?

Встретились мне двое, один постарше, другой − помоложе, видно с работы шли, уставшие и расслабленные.

Задал я им этот вопрос. Начал говорить, кто постарше:

− Уж сколько обещали нам светлое будущее, обещали, а оказалось, что горбатились мы за рыбью чешую. Какое к чёрту предназначение, пожить бы ещё в достатке, да внуков понянчить.

Другой, что помоложе, добавляет:

− Да, хватит тебе, Степаныч, Россия должна стать великой, чтоб нас все боялись − уважали значит, а то эти америкосы совсем обнаглели, понатыкали свои ракеты вдоль границы. Делают, что хотят по всему миру! Наподдавать бы им хорошенько, чтоб знали, как с русскими связываться!

Уж больно ты разгорячился, Серёга,  − отвечает ему Степаныч. − Небось на войну-то не хочешь идти, от семьи и деток не оторвёшь тебя. Сегодня даже не стал со мной пиво пить, домой торопишься. А кто же будет с Америкой воевать?

Вот ведь ты заноза, Степаныч, − начал злиться на него молодой. − Если нападут на нас америкосы,  − пойду воевать, стрелять я, слава богу, умею. А первыми мы никогда не нападали. Но ведь обидно, что не уважают нас ни хрена в мире. Плюют на Россию, всякие там…

А за что уважать-то? − завёлся Степаныч, − за атомную бомбу и нефть с газом? Народ как был в нищете, так и сидит в ней до сих пор. Цари своей жизнью живут занебесной, а мы своей  − как черви в земле копошимся. А ведь, один чёрт, все туда сгинем.

− Мужики, − говорю я, − а всё-таки, какое же у России историческое предназначение?

Посмотрели они на меня, достали сигареты, закурили, и старшой говорит:

− Какое там назначение,  главное, − чтоб войны, да голода не было, а уж в мире как-нибудь проживём. Да и что нам с этого назначения? Мы и так знаем, что нам нужно − харчи повкуснее, да и тачку покруче…

Нет, Степаныч, ты не прав, − вступил молодой. − Я думаю −  есть назначение − чтоб быть непобедимой страной.

− Ну, ты загнул, Серёга, − прямо как Жириновский, − быть непобедимой?! Нас вчера только в футбол так отделали, что стыдно в телевизор смотреть. Я уж не говорю про нашу экономику: нас давно китайцы с корейцами сделали. Мы без их шмоток и техники уже и не проживём. То же мне − страна победителей!

− Хорошо, Степаныч, а кто Гитлера победил? Кто Наполеона разбил?

− Ты ещё начни вспоминать татаро-монгольское нашествие. Тебя спрашивают о будущем, что ты в историю-то полез. По крайней мере, сейчас мы в «одном месте» сидим и похрюкиваем.

Как ты не понимаешь, Степаныч, у нас есть силы, есть воля и мозги. Правда, русских поприжали, разделили нас по своим берлогам, потеряли мы общинный дух. Но придёт время соберётся русский народ и…

В этот момент у Сергея зазвонил сотовый телефон, и строгий голос любимой супруги заставил его забыть о разговоре и побыстрее пойти домой.

Оставшийся Степаныч своей огромной трудовой ладонью крепко пожал мне руку и тихо спросил:

А какая сейчас зарплата то  у учёных? На жизнь-то хватает?

…….

 

P.S.

 

Идея исторического предназначения России относится к разряду религиозно-мистических представлений о некоей, свыше заданной цели существования страны. Поэтому узнать эту цель  можно только в конце мировой истории, а не в этой земной жизни. Некоторые современные российские философы приписывают себе мистическую проницательность − догадываться об этой сверхисторической цели России. Поистине, наши учёные начинают превращаться в ясновидящих гадалок и прорицателей. И это, несмотря на то, что они сохраняют приверженность историческому материализму-марксизму и надеются на торжество социализма. От таких «политических кульбитов» начинает кружиться голова.

[1] См.: Политические стратегии российского государства как философская проблема // ИФ РАН, Отв. ред. В.Н. Шевченко, — М., 2011.

Комментарии по вопросу "О современном «мистическом социализме» в России (научно-популярный комментарий)"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий