Итогом многолетних исканий отечественных политических философов стала мистическая идея «исторического предназначения России»[1]. Что это за идея? Это не идея, − говорит главный редактор политологического сборника Владимир Николаевич Шевченко, − это сама российская жизнь, взятая в исторической ретроспективе; это жизнь государства российского за последние 500 лет − от Московии до РФ.
− Как живём мы на русской земле? – задаются вопросом авторы этого сборника, и слышится им голос многомиллионного народа.
− Да, как? − плохо, тяжело нам. Всё молимся и молимся, а толку нет никакого. То барин, то комиссар, то новые хозяева появились − всё одно: душат мужика, из баб наших соки все жмут, да посмеиваются над нашей убогостью.
И решил я тогда спросить у прохожих мужичков об «историческом предназначении России». Что они об этом думают?
Встретились мне двое, один постарше, другой − помоложе, видно с работы шли, уставшие и расслабленные.
Задал я им этот вопрос. Начал говорить, кто постарше:
− Уж сколько обещали нам светлое будущее, обещали, а оказалось, что горбатились мы за рыбью чешую. Какое к чёрту предназначение, пожить бы ещё в достатке, да внуков понянчить.
Другой, что помоложе, добавляет:
− Да, хватит тебе, Степаныч, Россия должна стать великой, чтоб нас все боялись − уважали значит, а то эти америкосы совсем обнаглели, понатыкали свои ракеты вдоль границы. Делают, что хотят по всему миру! Наподдавать бы им хорошенько, чтоб знали, как с русскими связываться!
− Уж больно ты разгорячился, Серёга, − отвечает ему Степаныч. − Небось на войну-то не хочешь идти, от семьи и деток не оторвёшь тебя. Сегодня даже не стал со мной пиво пить, домой торопишься. А кто же будет с Америкой воевать?
− Вот ведь ты заноза, Степаныч, − начал злиться на него молодой. − Если нападут на нас америкосы, − пойду воевать, стрелять я, слава богу, умею. А первыми мы никогда не нападали. Но ведь обидно, что не уважают нас ни хрена в мире. Плюют на Россию, всякие там…
− А за что уважать-то? − завёлся Степаныч, − за атомную бомбу и нефть с газом? Народ как был в нищете, так и сидит в ней до сих пор. Цари своей жизнью живут занебесной, а мы своей − как черви в земле копошимся. А ведь, один чёрт, все туда сгинем.
− Мужики, − говорю я, − а всё-таки, какое же у России историческое предназначение?
Посмотрели они на меня, достали сигареты, закурили, и старшой говорит:
− Какое там назначение, главное, − чтоб войны, да голода не было, а уж в мире как-нибудь проживём. Да и что нам с этого назначения? Мы и так знаем, что нам нужно − харчи повкуснее, да и тачку покруче…
− Нет, Степаныч, ты не прав, − вступил молодой. − Я думаю − есть назначение − чтоб быть непобедимой страной.
− Ну, ты загнул, Серёга, − прямо как Жириновский, − быть непобедимой?! Нас вчера только в футбол так отделали, что стыдно в телевизор смотреть. Я уж не говорю про нашу экономику: нас давно китайцы с корейцами сделали. Мы без их шмоток и техники уже и не проживём. То же мне − страна победителей!
− Хорошо, Степаныч, а кто Гитлера победил? Кто Наполеона разбил?
− Ты ещё начни вспоминать татаро-монгольское нашествие. Тебя спрашивают о будущем, что ты в историю-то полез. По крайней мере, сейчас мы в «одном месте» сидим и похрюкиваем.
− Как ты не понимаешь, Степаныч, у нас есть силы, есть воля и мозги. Правда, русских поприжали, разделили нас по своим берлогам, потеряли мы общинный дух. Но придёт время соберётся русский народ и…
В этот момент у Сергея зазвонил сотовый телефон, и строгий голос любимой супруги заставил его забыть о разговоре и побыстрее пойти домой.
Оставшийся Степаныч своей огромной трудовой ладонью крепко пожал мне руку и тихо спросил:
− А какая сейчас зарплата то у учёных? На жизнь-то хватает?
…….
P.S.
Идея исторического предназначения России относится к разряду религиозно-мистических представлений о некоей, свыше заданной цели существования страны. Поэтому узнать эту цель можно только в конце мировой истории, а не в этой земной жизни. Некоторые современные российские философы приписывают себе мистическую проницательность − догадываться об этой сверхисторической цели России. Поистине, наши учёные начинают превращаться в ясновидящих гадалок и прорицателей. И это, несмотря на то, что они сохраняют приверженность историческому материализму-марксизму и надеются на торжество социализма. От таких «политических кульбитов» начинает кружиться голова.
[1] См.: Политические стратегии российского государства как философская проблема // ИФ РАН, Отв. ред. В.Н. Шевченко, — М., 2011.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.