Очередная официальная переоценка российской истории порождает настоящее интеллектуальное неудобство или когнитивный диссонанс у многих представителей старших поколений, и не только у них, и связано это с отношением к террористическим практикам российских революционеров, и с отношением к самой революционной борьбе.
Старшие поколения россиян хорошо помнят, что революционеры были народными героями, благодаря которым было создано новое государство − СССР. Как учили прежние идеологи, это советское государство было результатом многолетней революционной борьбы самых активных представителей народа против эксплуататоров и других поработителей. Революционеры использовали самые разные способы борьбы за народное счастье, включая террористические акты, хотя в советское время их называли просто актами справедливого возмездия угнетателям, и вынужденными средствами героической борьбы. Именами революционеров – героев были названы многие улицы и учреждения советской России.
И вот в начале 21 века многие бывшие революционеры оказались террористами, т.е. страшными государственными преступниками. Ведь они незаконно и бесчеловечно убивали госслужащих: губернаторов, полицейских и даже смогли убить царя − Александра II, и в итоге они захватили власть в России, и построили большевистское, социалистическое государство.
Исходя из этой современной логики, получается, что СССР − это террористическое государство, построенное революционерами-террористами, а значит, его 70-летнее существование было нелегитимным.
Если принять этот тезис, то получаются неприятные выводы. Современная Россия объявила себя правопреемницей Советского Союза, т.е. правопреемницей революционно-террористического государства. Но если это так, то нельзя осуждать бывших российских революционеров-террористов, ведь мы являемся их правопреемниками, наследниками. Если же современные идеологи (политики, историки, журналисты) осуждают прежний революционный терроризм (признают его преступным), то они должны осуждать и всю советскую систему властвования, основанную на диктатуре пролетариата и коммунистической партии.
Однако такой масштабной переоценки пока не происходит. Из советского прошлого пока выбираются самые положительные, выгодные фрагменты, типа Великой победы над фашизмом или освоения космоса, и усиленно раскручиваются для поддержания положительной преемственности нынешней системы власти.
Но вопрос с революционерами-бывшими героями остаётся настоящей нравственно-политической проблемой, решить которую возможно только в случае полного отказа, своего рода отречения от всего революционного советского государства − в результате признания, что мы не правопреемники Советской власти и СССР.
Готово ли общество к такому шагу? Готова ли к этому властная элита? Думаю, что нет.
Тогда, какое право имеют современные идеологи (особенно журналисты) осуждать прежних революционеров − этих борцов за справедливость и народное счастье?
При этом в памятные дни не перестают нести цветы (особенно представители властных силовых структур) к памятнику Ф. Дзержинского. Значит, дело «красного террора» не забыто и считается вполне оправданным.
Так, как же относиться к бывшим революционерам? Может быть о них просто позабыть? Да, как же позабудешь, накануне 100-летия Великой Русской революции.
По всей видимости, относиться к ним будут по-разному: кому как выгодно, как привычно, как скажут из телевизора и др.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
У нас всё ещё бытует мнение, что революционная борьба это бескомпромиссный антагонизм внутри социума. На самом деле это не так. Человеческий коллектив это совершенный адаптационный механизм, который за долгую эволюцию и позволил человеку выделиться из животного мира. Эта же эволюция выработала надёжные механизмы защиты социума и от внутреннего злого умысла, и от властителя дурака. Но технический прогресс переформатировал социальную эволюцию и человек остался очень несовершенным существом. Со всеми своими психологическими и биологическими атавизмами и экономическими преобразованиями. Человек создал новые этносы, или нации и суперэтносы, или цивилизации. Информационное взаимодействие между людьми усложнилось до крайности и динамическое равновесие разрушает не злая воля, а ошибка. Кровавые эксцессы гражданских войн порождены сепаратизмом и этническими трениями или уже межцивилизационными, которые действительно антагонистичны. Это можно обозначить, как вмешательство третьей силы, может быть в виде интервенции. Наши революционеры не герои, а жертвы. Ими воспользовались в столкновении нескольких цивилизаций. Итоги мы знаем. Толку никакого. Кроме миллионов жертв.
Очень странная логика отказывать людям в самостоятельности решений и поступков. Это настоящий интеллектуальный деспотизм. А ссылки на какие-то внешние таинственые силы хороши для доверчивых и наивных россиян.