Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Любовь к Родине и уважение к Отечеству: о необходимости различения понятий

Эта статья была написана в 2012 году, в ещё довоенное время. За это время российское общество немного изменилось, но менять что-то в статье мне почему-то не захотелось.

 

На протяжении двух последних столетий в России много говорят о патриотизме, и обычно понимают под ним любовь к родине и любовь к отечеству. Оба эти понятия почти всегда смешивались и считались синонимами.

Одними из первых в России, кто начал различать любовь к родине и любовь к отчизне (отечеству) были Н. Карамзин и М.Ю. Лермонтов.

В начале 21 века российское общество (а не только избранные таланты) стало доходить до ясного осознания различий между родиной и отечеством. А, следовательно, и чувства, испытываемые к ним, стали различными.

К своей «Родине» − к месту рождения, воспитания и взросления мы по-прежнему испытываем естественную привязанность, иррациональное чувство любви, бережно храним детские и юношеские воспоминания о начале своей жизни, о взрослении.

Под «Отечеством» всё больше подразумевается государство, политическая система управления, т.е. система власти, которая организует общественный порядок (режим). Этот порядок, основанный на законах, часто нам не нравится, как  и многое, что навязывается извне, другими людьми.

Всё чаще наши современники говорят, что любят свою «Родину», но при этом им не нравится своё «Отечество». Такое противоречивое отношение говорит о многом. Оно явно контрастирует с официальными призывами «любить Отечество», защищать его до последней капли кровли как это делали наши предки. Официально пропагандируемый патриотизм требует «любить Отечество» как свою Родину-мать, т.е. безрассудно, иррационально, только за то, что мы родились и живём на этой земле.

Такая прямолинейная пропаганда уже не вдохновляет и не убеждает, россияне стали слишком много знать правды о своём «Отечестве»-государстве, и не хотят его любить. Как же быть? Пока я вижу два рациональных варианта: уезжать в другие страны (что и делают десятки тысяч россиян) или выстраивать новые отношения со своим родным «Отечеством».

Уехавшие из страны нашли наиболее лёгкий путь, они сделали свой выбор. А вот, кто остался в России, для тех −  самое трудное ещё впереди.

Итак, каким же должно быть отношение граждан России  к  своему «Отечеству»? Принудить любить своё государство уже не получится, так как наивной любви становится всё меньше и меньше. Остаётся предположить осмысленное, рассудочное позитивное отношение, которое обычно называют «уважением».

«Уважение к Отечеству» не возникает ни естественным образом, ни автоматически, оно постепенно формируется, складывается в сознании большинства граждан в ходе реальной жизни. Уважение − это морально-правовое отношение, как писал И.Кант, «разумное чувство», которое предполагает признание значимости, ценности, достоинств другого лица или лиц.

Если уважение − это разумное чувство, то оно должно формироваться в самом человеке, и прежде всего как разумное отношение к своему собственному лицу. Воспитание этого чувства самоуважения должно начинаться с детства, и одновременно сопровождаться воспитанием уважения к другим лицам и  законам разума.

Человеческий разум может уважать только свои законы, только их будет считать справедливыми и  только их захочет их исполнять.

Если же человек живёт только природными чувствами, эмоциями и страстями, то  для  упорядочения их разнообразия и непостоянства невозможно найти единую форму, кроме насилия. И тогда воспитательный процесс будет построен на страхе перед насилием. Конечно, на страхе можно некоторое время удержать власть или сохранить систему власти, но невозможно заставить любить, а тем более нельзя воспитать настоящего уважения.

Могут ли быть счастливы люди, искренне любящие свою Родину и не уважающие своё Отечество?

Думаю, что нет, не могут. Да и социологические исследования последних лет это подтверждают − современные россияне одни из самых несчастных людей в мире по своему самочувствию (См.: Инглхарт Р., Вельцель К. «Модернизация, культурные изменения и демократия», М., 2011).

А для чего тогда существует современное государство («Отечество»), если не для счастья своих граждан? Может быть, в прошлые столетия назначение государства и представлялось другим, но теперь, в начале 21 века, иного разумного смысла его существования просто нет.

Современное демократическое государство уже не может претендовать ни на спасение душ своих подданных, ни на абсолютную власть над их телами, ни на  коллективное достижение рая на земле и прочие фикции и заблуждения ушедших эпох.

Если россияне хотят быть счастливыми в этой жизни, у нас не должно быть противоречия между «Родиной» и «Отечеством», не должно быть разорванного сознания.  Преодолеть это противоречие, по-моему, возможно с помощью разумного понимания главной цели государства.

Государство должно быть общим средством достижения личного счастья своих граждан. Так как личное счастье граждан во многом зависит от их личной свободы, то это «общее средство» должно содержать в себе именно формально-правовые гарантии для индивидуальной реализации прав и  свобод каждого гражданина, дополняя их соответствующими обязанностями.

Возможно ли сделать российское государство таким? Думаю, что возможно, если большинство граждан поставят перед собой эту цель. Ведь государство − это искусственная система, которая создаётся самими людьми, а значит, она может разрушаться, создаваться заново, реконструироваться и т.п. − это зависит от желания его устроителей. Так кто же будет создавать новое российское государство: новоявленные олигархи и коррумпированные чиновники или большинство разумных граждан? Во многом от этого и будет зависеть  самочувствие россиян.

членский билет

Комментарии по вопросу "Любовь к Родине и уважение к Отечеству: о необходимости различения понятий"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий