Как патриарх Кирилл путал наивных россиян в 2013 году по поводу гордости
Субботним утром 30 марта 2013 г. на первом канале прозвучала очередная проповедь патриарха Кирилла. Наставник говорил о человеческой гордыне: о том, что она порочна и отдаляет человека от божьей благодати. Но в конце своей проповеди совершенно неожиданным образом патриарх начал смешивать понятие «гордыни» с «гордостью», и вместо «горделивого человека» стал осуждать, почти бичевать «гордого человека».
«Гордый человек», по мнению Кирилла, является источником зла и всевозможного греха. Он не послушен, он живёт только по своим понятиям и часто одинок. Он не верит в божью благодать.
В самом конце своим непререкаемым голосом патриарх заявил:
− Гордый человек не может быть счастлив!
Так и хотелось ему сразу ответить:
− Наверное, в России это так. И кому-то это очень выгодно.
Итак, состоялся приговор «гордому человеку» в России. Что же делать бедным россиянам, которые несмотря ни на что хотят быть счастливыми?
Ответ церкви прост: не быть гордыми.
По словам патриарха, нужно быть послушными и терпеливыми, и неустанно ждать божьей благодати как манны небесной. Как говорится, чтобы в стране нашей была «тишь, гладь, да божья благодать».
Прекрасный рецепт от диктатора.
Но ведь не все россияне настолько наивны, чтобы не различать «гордость» и «гордыню» как совершенно разные человеческие моральные качества. Гордость возвышает человека над его животной природой, она поддерживает его моральное достоинство. Веками известно, что тот, кто не имеет гордости, является рабом в самом унизительном смысле.
Когда правители начинают путать гордыню с гордостью, это значит, они теряют контроль за своим народом, и хотят обманным путём подчинить себе оставшееся наивное население.
Но философы не дремлют, и не забывают напоминать согражданам о правильном употреблении понятий.
P.S.
Вопрос патриарху:
Как же быть тогда с «гордостью за свою страну»? Неужели нам должно быть грешно гордиться Россией?
Истоки заблуждения, судя по всему, исходят из переводов Священного Писания. Например, если обратимся к посланиям апостола Иакова, то в 4 главе (стих 6) обнаружим: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Правильнее было бы, получается, «горделивым», но не факт, что в языке-источнике подобное различие имелось.