Начну с приятных моментов, которыми был наполнен конгресс в Уфе.
Всё было хорошо организовано, приехало много известных и малоизвестных специалистов со всей России около 1000 человек. Уфа порадовала чистотой и порядком. Еда в университетских столовых была вкусной и недорогой. Встречи со старыми друзьями и коллегами, конечно, были просто замечательными. Многие участники приобрели башкирские сувениры и новую литературу.
Научно-содержательная часть конгресса была в общем-то неплохой, хотя пленарная часть оказалась скучноватой, несколько идеологизированной в привычном нам духе «Россия в кольце врагов». В секциях были интересные выступления, даже живые дискуссии, например, в секции «Философия политики» было столкновение позиций славянофилов, вернее, отчаянных патриотов, и западников, т. е. критиков нынешнего режима. На круглом столе о будущем России 20 ученых мужей так и не смогли договориться о значении понятия «империя», и её применимости к современной России. Но было интересно и одновременно тревожно услышать мнения коллег из разных провинций третьего Рима об их сегодняшнем нелёгком существовании и отсутствии перспектив.
Философские капитаны, т.е. деканы ведущих философских факультетов страны дали понять, что выживут не все, а только те, кто сможет опубликоваться в ведущих журналах на английском языке. Таков тренд, идущий Свыше, и спорить тут незачем.
Самое интригующее было в конце конгресса: всем участникам раздали «спасательные жилеты» в виде брошюры «Философия в публичном пространстве России», подготовленной Московско-петербургским философским клубом. И после этого сразу началась панельная, ну или почти дискуссия, о коммерциализации философии. Когда я шёл на неё, думал, что умудренные академики будут учить провинциалов, как заработать с помощью философских знаний. А оказалось, что они лишь взывали к Небу, к мудрости Небожителей, распределяющих бюджетные деньги, и уговаривали себя и всех присутствующих, что ещё нужно верить в наше чудесное спасение. Деньги − это источник зла, но без них корабль тонет, никто не хочет затыкать пробоины за просто так, и каждый день откачивать с корабля всё не нужное. Очень «уместен» был пример с графом Львом Толстым, который отказался от прав на свои произведения. После этого примера люди приуныли, знать совсем хреново на Верху.
Короче: полученный спасательный жилет оказался дырявым, и предназначенным для затыкания дыр в тонущем корабле. Может кто-то и сделает это, но это уже будет история нижних палуб и трюмов, о которых вряд ли кто вспомнит через 20 лет.
Вновь переизбранный главный кэп философского корабля всё же дал обнадёживающий сигнал: «Философия должна формировать научное мировоззрение». Я хотел было спросить, как же это согласовать с новым законом о защите чувств верющих, но нужно было торопиться на поезд, и вопрос остался при мне без ответа.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.