«Дугинцы» − это сторонники и последователи современного российского писателя и мыслителя-традиционалиста, и идеолога войны Александра Дугина. Оказывается их не мало, и они достаточно дружны между собой. Вместе они хотят привести Россию к победе над Америкой, и к некоему манихейскому Царству Небесному на земле.
Одним из таких сторонников является профессор Московского городского педагогического университета Владимир Владимирович Михайлов, который недавно опубликовал в Вестнике Российского философского общества своё философское откровение[1]. И не просто удивил его содержанием, но почти ошарашил философскую публику, и лично меня. Да, именно ошарашил до изумления: неужели есть и такие субъекты мыслительной деятельности, прикрывающиеся философией как наукой. Оказывается, есть, и их не мало в рядах дугинцев.
Итак, начну с его вывода, с самого главного, до чего додумался В.В. Михайлов:
«Вывод очевиден: единственный путь повышения культуры России – это отказ от колониального преклонения перед западной философией и наукой, их сокращение в преподавании пропорционально количеству и качеству в соотношении с аналогичной не западной и отечественной наукой и культурой. Россия должна восстановить, наконец, свой философский, научный и образовательный суверенитет!» (С.113).
− Браво, доктор наук Михайлов!
Наверное, публика должна бы рукоплескать, и поднять его тело повыше, на всеобщее обозрение.
− Вот он, настоящий защитник российской культуры! Почти герой нашего времени, который в кабинетной тиши смог восстать против всей западной культуры, науки и философии, и открыть глаза неведующим россиянам.
А на самом деле − это очень печальное зрелище, просто удручающее своей примитивностью и квасным суверенитетом (читай, патриотизмом).
«Мы сами с усами! Нам не нужно учиться у запада, ведь он хочет нам зла». Эта примитивная идеология дугинцев порождает ложные и очень опасные установки в массовом сознании россиян и у некоторых политиков[2].
Теперь без эмоций и конкретно о том, что я принимаю, и с чем согласен.
Но причины этих негативных явлений лежат не на Западе, а в самой России: в политической и экономической сферах, по поводу которых Михайлов осторожно умалчивает. Ну, что ж, это его позиция.
Но, дорогие друзья, тут же возникает много «но»: бюджет у нас маленький, денег на науку и новые технологии не хватает, а к философии по-прежнему относятся как к науке для особо одарённых или как к пустой болтовне. А потому настойчивое желание В.В. Михайлова изменить программу курса философии в пользу древневосточных учений и русской философии, и изучать их не 8-10 часов, а, например, 16-20, − по сути, ничего не решает. Тем более что он сам может разработать и читать своим студентам спецкурсы по древневосточной и русской философии. Только сможет ли он заинтересовать студентов, и будет ли это отражать современный уровень философской науки? Это серьёзные вопросы, ведь В.В. Михайлов является специалистом не по истории философии, а по социальной философии, и скорее всего именно поэтому легко попал под влияние упомянутого А. Дугина, который умело «жонглирует» древневосточными учениями.
Наверное, больше мне соглашаться не с чем, перейду к своим возражениям и некоторым разоблачениям:
Почему в современной Японии, Китае, Южной Корее, Индии и других восточных странах активно изучают западноевропейскую философию?
Почему подъём философской мысли в России в начале и в конце ХХ века начался именно с глубокого изучения западной философской мысли?
Почему лидерами в научно-техническом и социально-правовом прогрессе являются Европа и США, на которых ориентируются все остальные страны?
И почему ведущие учёные со всего мира стремятся в университеты США и Европы?
И почему обеспеченные родители из разных стран мира (в том числе и российские) отправляют своих детей на учёбу в университеты Европы и США?
Эти многочисленные «почему» говорят сами за себя. Хотя, я хотел бы услышать ответы от самого В.В. Михайлова. Мне интересно посмотреть ему в глаза.
Большинству здравомыслящих людей понятны общечеловеческие идеи Конфуция, Будды, Сократа, Платона, Канта, Толстого, Бердяева и многих других общепризнанных мыслителей, и за эту общечеловеческую мудрость нужно держаться, чтобы не улететь в неземные миры своих сакральных фантазий. А ещё более опасным является разжигание ненависти между людьми и народами, живущими на нашей маленькой планете. Не будем забывать, что причиной ненависти чаще всего является невежество.
Так, давайте, братья и сёстры − философы, учиться уму-разуму, и честно передавать знания новым поколениям, и тогда всем будет хорошо!
Я в это верю.
[1] См.: Михайлов В.В. «Девестернизация философии как способ повышения культуры общества» // ВЕСТНИК Российского философского общества. – М.: изд-во РАН, 2015, № 1(73). – С. 113-115.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.