Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Вера в чудеса парализует разум

Эту мысль я недавно нашёл у И.Канта,  в его скандально известном сочинении «Религия в пределах только разума». Мне стало понятно, что это очень важная мысль, которая становится достоянием «взрослого» (самостоятельного) сознания и окончательно отделяет человека от его «детства».

В реальной жизни нам приходится рассудочно признавать, что «чудес не бывает», но какое-то внутреннее чувство сопротивляется этому неумолимому «приговору», и пытается оставить лазейки  хоть  для какого-нибудь «чуда». Как обычно говорят, без «чудес» жить скучно, не очень интересно, без них мало радости. Люди хотят  чудес, волшебства, загадочных превращений и т.п., т.е. того, что удивляет и волнует воображение, что неожиданно изменяет привычный уклад жизни и даёт надежду на лучшее без особых усилий со стороны самих людей.

В наивном сознании чудо − это лёгкое благо, это всегда дар свыше. Для детского сознания − это форма игры, которая развивает воображение и укрепляет надежду на лучшее, но когда у взрослого человека складывается вера в чудеса, то это состояние, по Канту, может парализовать разум. Если взрослый человек будет ориентироваться, прежде всего, на своё воображение и не соотносить предметы своей веры с разумными доводами, то он становится мечтательным и наивным, доверчивым и глуповатым. И, вообщем-то, не плохим человеком, но при этом несамостоятельным и неспособным реально достигать своих  жизненных целей, а в последствие неудовлетворённым своей жизнью.

Кроме того, парализация разума вызвана тем, что вера в чудеса разрушает доверие к собственному разуму, его собственным законам и могуществу знания, ведь «чудеса» противоречат общим закономерностям природы и общества, на которые опираются люди в своей практической деятельности. Конечно, чудесные, необычные события могут возбудить воображение и чувства, расширить эмоциональную сферу сознания, но при этом вера в чудеса предполагает необъяснимость этих событий, их сверхъестественный характер и некую высшую волю, которая их творит по своему усмотрению. А воля самого человека оказывается парализованной.

Эти так называемые скрытые, необъяснимые сущности не доступны нашему разумению, а потому разум может отдыхать, когда за дело берётся взволнованное чудесами воображение. Особенно впечатляющими обычно становятся примеры «чудесного исцеления» больных людей. Такое торжество веры в чудеса окончательно парализует разумность человека.

При этом нельзя отрицать силу и могущество самой человеческой веры как внутренней убеждённости в своих принципах, смыслах и целях жизни. Такая вера-убеждённость всегда была и будет необходимым условием жизни человека, но и она может стать опасной и вредной, если совершенно игнорирует законы разума,  и, прежде всего, законы логики и морали.

Об этом размышлял Кант в конце XVIII века, когда наблюдал множество народных суеверий, предрассудков, вызванных невежеством и слабоумием людей, которые часто прикрывались символами той или иной религиозной веры.

Далеко ли мы ушли в сознании от XVIII века? Пожалуй, не так далеко, а потому кантовская мысль и сейчас вполне актуальна.

Комментарии по вопросу "Вера в чудеса парализует разум"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий