Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Что значит быть свободным человеком? Философские беседы. Беседа вторая: о негативной свободе

Беседа вторая:  о негативной свободе  

 

 

− Здравствуй, Наталья. Не хочешь ли ты продолжить, нашу философскую беседу?

− Добрый день, господин философ. А ты опасный собеседник. После нашего первого разговора мне пришлось многое передумать, и почитать некоторых мыслителей. Я почти согласилась с тем, что взрослый человек может постоянно выбирать. Но мне пока не очень понятно, как выйти из «негативной свободы»? Как преодолеть произвол? Ведь жить только по своей воле и не считаться с другими людьми  − очень плохо. И в то же время совсем отказываться от собственных желаний − это как-то дико. Ты понимаешь меня?

− Я очень рад, что ты почти разобралась с негативной свободой. Она действительно опасна, может быть губительной для некоторых людей, но она необходима как начальный этап развития. Через неё должен пройти и конкретный человек, и даже общество, чтобы обрести разумную зрелость. Переход на новый уровень, который обычно называют позитивной свободой, начинается в самосознании человека, когда он признаёт себя самовольным лицом. А ведь самовольничать хочется с самого раннего детства, и с самого  раннего детства взрослые наставники пытаются ограничить это естественное самоволие.

− Андрей, ты хочешь сказать, что ребёнок, который начинает самовольничать, становится свободным?

− Именно это. А когда маленький озорник получает наказание за своё самоволие, он приобретает знание ответственности за свою свободу, точнее, за свой произвол. Конечно, чрезмерный страх наказания может со временем подавить естественное самоволие и превратить человека в послушного раба. Но и без сознания ответственности невозможно формировать такие важные личностные качества как дисциплинированность, законопослушность и организованность.

− Как я поняла, самыми свободными людьми будут те люди, которые в детстве были непослушными озорниками, хулиганами?

− Может быть не все, но многие. Прежде всего, под действием генетической активности они не бояться выражать свои желания, а без этого невозможно выйти на следующий уровень свободы. Если боязнь сковывает волю человека, то он будет мечтать лишь о личном произволе, и завидовать решительным, смелым людям, как более свободным. А у тебя было такое?

− По правде сказать, я была очень стеснительной девочкой, и часто завидовала бойким подружкам, да и сейчас иногда завидую тем, кто умнее и смелее меня. Только недавно  я решилась пойти на водительские курсы. Смотрю, многие взрослые женщины спокойно водят авто, и не боятся. И я подумала, неужели я не смогу.

− Наталья, спасибо за откровенность. Твои слова ещё раз подтверждают, что главным препятствием для перехода от негативной свободы к позитивной являются  ложные страхи, основанные на предубеждениях и слабоволии. Чтобы развеять эти ложные страхи нужно преодолеть предубеждения с помощью новых знаний, и побороться со своим слабоволием с помощью новых положительных примеров и самовоспитания. А главное, по моему мнению, через реальную заинтересованность человека в достижении новых целей. Обычно это экономическая заинтересованность, но может быть и другая, например, новое увлечение. Вот, например, у тебя была экономическая заинтересованность в получении водительских прав?

− Пожалуй, что была. Ведь я понимаю, что пользоваться личным авто − очень удобно и выгодно, экономится много времени и расширяются возможности. К тому же мне надоело ездить в общественном транспорте.

− Значит, с помощью собственного автомобиля ты станешь более свободной?

− Несомненно. Я об этом мечтаю.

− Но ты же понимаешь, что приобретая автомобиль и начиная его эксплуатировать, берёшь на себя новые проблемы. Это и заправка, и парковка, и ремонт, т.е. в целом обслуживание.

− Ты не поверишь, Андрей, недавно вижу во сне, как я поздно вечером подъезжаю на машине к своему дому, а там нет свободных мест, и мне приходится снова ехать на работу. Это был ужас.

− Как ты думаешь, эти новые проблемы с машиной будут тебе в тягость, сильно будут напрягать?

− Может быть первое время, а потом я надеюсь с ними справляться. Вообще я готова на эти трудности ради собственного авто.

− А вот сейчас ты осознаёшь, какие предубеждения тебе пришлось преодолеть, чтобы начать учиться на водительские права.

− Пожалуй, главное предубеждение было в том, что − это будет очень сложно и опасно. И это предубеждение усиливало мои страхи. Конечно, и сейчас я ещё побаиваюсь дороги и интенсивного движения, но с каждым разом становлюсь всё увереннее.

− А я не сомневаюсь, что ты будешь хорошо и аккуратно водить, потому что ко всему относишься очень ответственно. Но возвращаясь к нашему вопросу, хотел бы спросить: теперь ты понимаешь, почему нужно всем строго выполнять правила дорожного движения, даже если этого не хочется делать?

− Конечно, Андрей, теперь я очень хорошо понимаю, как трудно водителю среагировать на выбегающего на дорогу пешехода или на подрезающую машину. Эти правила должны защитить всех участников дорожного движения от возможных рисков и опасностей.

− А если человек их намеренно нарушает ради своих частных интересов, например, он опаздывает на работу или на свидание, то он самовольничает и ограничивает свободу других, т.е. возможности других людей. Получается, что нарушая правила, он хочет подчинить поведение других участников дорожного движения своим интересам. Например, он торопится,  проезжает на красный свет светофора, и заставляет всех встречных водителей останавливаться, чтобы избежать аварии. По сути, такой нарушитель игнорирует свободу других, и демонстрирует только свой произвол или негативную свободу. Но за неё он должен нести ответственность, ведь это он сам решил нарушить правила, и наказание должно быть строгим и  неотвратимым. Ведь со стороны нарушителя произошло покушение на свободу других людей! А если ещё причинён материальный ущерб, то тем более строгим должно быть наказание.

− Я полностью согласна с тобой. Тем более, статистика показывает, что главной причиной всех аварий является человеческий фактор, т.е. сознательное нарушение правил дорожного движения.

− Итак, нам пора подвести некоторый итог. Переход от негативной свободы к позитивной начинается с самосознания личной ответственности человека за свои решения и поступки, и готовности человека принимать эту ответственность как результат своего выбора.

− Если этот переход к позитивной свободе только начинается с личной ответственности, то же дальше?

− Дорогая, Наталья, я предлагаю продолжить нашу беседу в следующий раз, мне уже нужно ехать домой.

− Но ты так и не ответил на мой вопрос: почему ты свободен?

− Хорошо, я поясню по сути. Во-первых, потому что я делаю в основном то, что хочу, а, во-вторых, потому что отвечаю за все свои решения. Уже поэтому я свободен.

− Но тогда и я свободна.

− Поздравляю Вас, Наталья Николаевна, с этим важным открытием. И прошу меня извинить, мне уже пора. До встречи.

 

 

Комментарии по вопросу "Что значит быть свободным человеком? Философские беседы. Беседа вторая: о негативной свободе"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий