Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Раздумья над книгой Геннадия Горланова «Жизнь прожить…»

Когда человек пишет о своём времени, он невольно становится и историком, и философом, и публицистом, и даже политиком, ведь оценивать своё время − значит, прежде всего, сравнивать людей, которые по-разному жили, живут и будут жить. Именно по-разному, потому что разные. Хотя существует стереотип, что советские люди все были одинаковы, но на самом деле это не так − все были разные.

Такое вступление, пожалуй, необходимо для того, чтобы задать масштаб книги Геннадия Елизаровича Горланова. Эта книга о разных судьбах простых русских людей, проживших XX век, по словам историков − «самый страшный век в истории России». Важнейшим рубежом XX века стала Великая Отечественная война, разделившая жизнь миллионов советских людей на «до» и «после». Новым поколениям россиян уже трудно осознать и понять всю трагичность этой войны и цену победы.

Автор книги сам свидетель народного подвига, свидетель тех самых разных человеческих судеб, на которые «проклятая война» наложила неизгладимый отпечаток.  При этом  Отечественная война оказалась апогеем страшных бед XX века: началось-то всё с революций, раскулачивания, коллективизации, массовых репрессий.

Через своих героев автор очень точно передаёт ту общественную «ломку», которая смешала в колхозной жизни «лодыря» с «работящим» мужиком, и привела к безумной уравниловке. А когда бывший «лодырь» ещё и начинает командовать, то у нормального мужика начинают кулаки чесаться, но от политического бесправия и несправедливости опускаются руки и с досады тянет выпить горькой. Таких судеб немало в России и о них нельзя забывать, ведь это были не вымышленные лица, а реальные люди, может быть не очень яркие и известные, но они жили на нашей Пензенской земле, и здесь живут их потомки.

На мой взгляд, историческая задача  книги Горланова  заключается в том, чтобы сохранить на века память о земляках, о своих близких, передать потомкам их мысли, чувства, манеру говорить, общаться, их оценки прошлого и настоящего. Ведь именно судьбы и жизненный опыт этих людей составляют  главную ценность нашей истории; несмотря на то, что люди уходят из жизни (каждый по-своему и в своё время), память о них должна оставаться для потомков, для их беспристрастного суда.

Так уж устроен человеческий разум: он непрестанно судит самого себя и других. Мы часто слышим известные слова: «Не судите и не судимы будете», но обычно их вырывают из контекста проповеди Иисуса Христа и понимают буквально: «не суди, не оценивай никакого, а то не дай бог наживёшь себе врагов». А ведь в том-то и дело, что это уже хитрость дьявола − заставить человека подавить в себе голос совести, как говорят в народе − «заткнуться в тряпочку». И тогда уже не понятно  − жив человек или мёртв, если в нём не слышно голоса совести.

Этот голос совести отчётливо слышится во всей книге, естественно смешиваясь с религиозным умонастроением автора, ведь жить по совести без веры в будущую жизнь, без веры в высший справедливый божий Суд − очень трудно, почти невозможно. К тому же разум не даёт покоя: все люди смертны и ты не бог и не ангел, ты тоже смертен, а перед лицом смерти честный человек прозрачен, и скрывать ему нечего и не зачем, ведь бог и так всё знает.

Религиозные размышления автора вкрапляются в разные сюжетные линии книги, и мы начинаем постепенно понимать его близость к язычеству, к тем древним лесным славянским племенам, которые жили в лесу, жили лесом и боготворили лес.

Тема Ахунского леса почти мистическая для автора, она проникнута такой любовью и нежностью, что хочется перечитывать написанные строки и смаковать живыми словами, в которых видится, слышится, ощущается красота Ахунской природы.

Могу смело сказать: Горланов − древлеправославный язычник, и в этом понятии не будет противоречия, так как бог постигается внутри («сердцем»), а внешние формы богопочитания всегда изменчивы, случайны и зависят от самих людей. Он почитает «древлеправославное учение», т.е. православное старообрядчество, сложившееся в результате сложного синтеза языческих верований славян и византийского православия. Не будем забывать, что Русь была крещена князем Владимиром насильственно, политическим повелением сверху. Поэтому и люди смогли освоить греческую религию по-своему, найдя в ней понятное и спасительное. А самым понятным и спасительным является наша родная земля-матушка, Родина, та самая малая Родина, природа, которая порождает нас, даёт силы жить и прибирает к себе тех, кому пришла пора уходить.

Для Геннадия Елизаровича  и его главного героя «Виктора Елизаровича» любовь к Родине воспитывается через Ахунский «родничок». И это не просто однокоренные слова, это и есть огромная энергия жизни, идущая из недр, лона земли и питающая собою всё живое.

Так, начинаешь понимать, что русские (славяне язычники) − не политики, они слишком близки к земле, к своему роду-народу-природе, им тяжело оторваться от этих мощнейших корней, чтобы властвовать, распоряжаться судьбами миллионов людей, чтобы «делать историю» и вписывать в неё свои громкие имена. Не случайно славяне приглашали воинов-викингов для защиты и управления.  Конечно, за тысячелетие  много воды утекло, этносы перемешались, но славянский дух остаётся и земля всё та же, а значит и родовые традиции по-прежнему сильны.

Наряду с религиозными, не менее интересны и политико-публицистические  размышления автора. Он не скрывает, что ему трудно принять множество «правд», которые появились после советской однопартийной системы, и что носителями «новых правд» об истории, политике и обществе стали те, кто раньше учил только одной «коммунистической правде». Для многих граждан нашей страны − это до сих пор не очень понятно, ведь на земле-матушке всё очень просто − «не поработал − не полопал», а в отрыве от земли всё не так: «кто не работает − тот ест». Крестьянская народная мудрость хочет «объединяющей правды» − об этом мечтает автор. А правда-то в том, что без честного и добросовестного труда простых людей ничего не будет на нашей земле: ни счастливых семей, ни государства, ни власти, ни армии …  Перестанет работать «мужик», перестанет кормить «двух генералов» −  глядишь, и «лодыри» улизнут в другие края.

И в завершении, хочется сказать, что книга Геннадия Горланова −  это во многом автобиография, дополненная размышлениями о нашей российской жизни,  в которой очень трудно «остаться самим собой», не стать трусом, предателем или послушным холопом, не легко сохранить в себе голос совести и родовое чувство связи со всем живым, природным миром, например,  с любимым Ахунским лесом и ненаглядной Сурой.

Великая сила корней не раз спасала русский народ, но не бесконечна эта природная сила. Современные люди нуждаются в новых знаниях, умениях и искусствах, чтобы открыть перед собой новые возможности, раскрыть свои таланты и вместе с тем не допустить новой мировой войны. Без ума и совести этих задач не решить.

Я хочу поблагодарить Геннадия Елизаровича за написанную книгу; за то, что он приоткрыл для современников и потомков многие страницы своей жизни и своих близких. Мне показалось, что кое-что ещё осталось не досказанным, и не выговоренным, а для этого жизнь продолжается, и значит, ещё много нужно сделать доброго и хорошего.

 

Комментарии по вопросу "Раздумья над книгой Геннадия Горланова «Жизнь прожить…»"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий