ПУСТОТА ФИЛОСОФИИ КАК МОМЕНТ СТАНОВЛЕНИЯ СВОБОДНОГО ОБЩЕСТВА

Мучительные размышления о свободе дают либо гениальные произведения, либо подобие творчества. Все чаще и чаще приходится встречаться с примерами таких подобий, подражаний, претендующих на оригинальность, новизну, талантливость и верховное обласкание.

Тема свободы и нравственности была и остается очень притягательной для университетской профессуры. Она заставляет взбодриться, тряхнуть знаками отличия, партбилетами и вопросительно заострить взгляд на новом подрастающем поколении – «А что от них можно ожидать?».

Как гром среди ясного неба звучат слова трибуна-трубача: «Свобода и нравственность едины!». В ожидании бурных аплодисментов, переходящих в овации, лектор упоительно зажмуривает глаза и ждет, упоительно ждет: когда же … его поймут, примут? Когда станет всем лучше? Когда, наконец, ему поднимут зарплату, и он спокойно поедет с семьей отдыхать в Сочи?

Но изучаемые феномены оказываются безмолвными, также как скучающие студенты и читатели.

– О чем речь, док? – спросит бойкий второкурсник. – Пойдем лучше оттянемся в классном кабачке. Там и пиво, и девочки. Вот там и проведем  «инвентаризацию ценностей», там и наметим перспективы.

Скорее всего, так и рождалась известная мысль – «Истина в вине».

А если серьезно и ответственно говорить о  книге московского профессора Артемова под названием «Свобода и нравственность», изданной при поддержке РГНФ, то она не выдерживает даже самой слабой критики. У меня лично остались только такие комментарии: «наивно», «туманно», «банально», «синий туман похож на обман…». Объясню популярно: очень низкая историко-философская культура; незнание современных мировых исследований по данной теме; книга представляет собой конспективный подбор известных высказываний по данной проблематике. Вообще, говоря по-русски, замах рублевый, а удар копеечный.

Что конкретно говорит автор о свободе на страницах 14-15?

1) Содержание свободы определяется сознанием и деятельностью субъекта; 2) деятельность человека часто вызвана «безотчетными порывами, спонтанной активностью»; 3) значимым моментом свободы является «познание объективной действительности или необходимости»; 4) человеческая деятельность является «целеполагающей»; 5) человеческая природа – социальна, а «свобода возможна только в обществе».

Указанные аспекты свободы есть не что иное, как тривиальное и пустоватое теоретизирование, не дающее ничего нового и интересного. Где же авторское ноу-хау? Где гениальный инсайт? За этими полуфеноменологическими описаниями не видно сути проблемы свободы.

Кафедрально-усыпляющая манера изложения утомляет читателя с первых страниц, и только экзаменаторским принуждением или праведным возмущением можно заставить кого-то пролистать эту книгу до самого конца.

О заключении стоит сказать особо:

Свободу нужно понимать!

Где? Как? Кому? И что сказать!

Кому поддакать, а кому икать.

Для этого свободу нужно знать!

 

Свобода как осознанная необходимость витает по страницам книги и приземляется в заключении. Знание нынешнего политического курса и расклада всех влиятельных сил – вот залог правильной свободы человека в России. Будешь не так свободен, как хотят свыше, потеряешь не только свободу, но возможно и голову. – Эта истина сочится из заключительных строк. Действительно, страшная истина, бесчеловечная и омерзительная, но эта истина известна многим поколениям россиян. Автор предлагает смириться с ней, проглотить ее вместе с порцией пенисто-живого кваса.

– Педагогика и нравственность нас спасут! – пытается вскрикнуть автор в последних абзацах книги. – Мы сможем воспитать будущие поколения! Сможем, сможем, сможем …

«Во-вторых, – пишет автор, – удовлетворив первичный интерес к предмету, ученик с помощью учителя идет дальше. Начинает обнаруживать себя рефлексивная составляющая сознания, благодаря которой сама свобода, будучи отраженной и фиксируемой в качестве цели, играет значимую роль, как в плане личностного становления, так и в русле освоения нового» (С. 218).

Прицел этого «этико-философского осмысления», пожалуй, все тот же, что и 20, 40, 60, а то 200 лет назад – в России учатся быть свободными. Но по-прежнему опасаются последствий, и не просто опасаются, а попросту говоря, трусят, зажмуривают глазки, когда другие прыгают в неизвестность и рискуют жизнью. Что ждет их? По этому поводу лучше расскажут попсовые газеты, рекламные ролики и соседские бабульки.

Одно остается непонятным: какова цена свободы? Сколько она стоит? Или у нее нет цены?

Если свобода – это средство для самореализации человека, как утверждает автор, то она должна иметь денежное измерение. Насколько я свободен, зависит от размера моих доходов. Свободен ли я на 5 тысяч рублей или на 5 тысяч долларов – это разная свобода. При чем же тут нравственность?

Пустое место, как и пустота в философии ждут своего часа, своего заполнения. Для этого требуется только решимость или мужество сказать то, что думаешь на самом деле. Пожалуй, такой час пробил.

Комментарии по вопросу "ПУСТОТА ФИЛОСОФИИ КАК МОМЕНТ СТАНОВЛЕНИЯ СВОБОДНОГО ОБЩЕСТВА"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий