Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Памяти Эриха Юрьевича Соловьева (1934-2025)

11 декабря 2025 года ушел из жизни Эрих Юрьевич Соловьев ˗ личность глубокая и оригинальная, учитель философии для многих постсоветских поколений гуманитариев, близкий мне по духу человек.

Он много сделал для воспитания морально-правовой культуры в российском интеллектуальном сообществе благодаря талантливой разработке и трансляции кантовского концепта взаимодополнительности морали и права. Он открыл путь для такой взаимодополнительности в постсоветской философии и наша задача ˗ его продолжить.

Его практическая благоразумная осторожность, сформированная и выстраданная еще в советское время, казалась мне излишней в начале нулевых годов, и я, честно говоря, немного иронизировал над ней, но начиная с 2012 года, после событий на Болотной площади и усиления политической турбулентности, стала понятна важность этой предусмотрительности для ученых и просто мыслящих людей в России.

Несмотря на это благоразумное воздержание, Э.Ю. Соловьев вместе с Н.В. Мотрошиловой, отстаивали, вернее, тихо практиковали в своей научной среде принцип разумной неуступчивости, который не позволяет другим субъектам сломать внутренний стержень человека,  и вместе с тем защитить  свободу и достоинство.

Я не успел позвонить ему и поговорить о нашем времени, хотя такая мысль возникала у меня несколько раз, и в том числе совсем недавно. Наверное, он уже вел  внутренний диалог со своими другами ˗ собратьями по разуму, в том  числе и с кантоведами. И мы будем вести его дальше, через страницы его книг и статей, вспоминая образ мудрого, остроумного, жизнерадостного философа и поэта.

Как  практический философ и историк философии он учил вдумываться в прошлое сквозь призму современных проблем и современные проблемы рассматривать в их исторической эволюции, и видеть их проявления в прошлых эпохах.

Название его известной книги 1990 года «Прошлое толкует нас» подчеркивает неразрывную связь настоящего с прошлым, сегодняшних людей с прошлыми поколениями. И вместе с тем мы уже другие… и мы не можем быть людьми прошлых эпох, хотя можем мысленно вжиться, вникнуть в эти прошлые исторические события, в другие отношения и иные человеческие убеждения. Помогут ли эти интеллектуальные усилия лучше узнать самих себя?

˗ А попробуйте, и узнаете! Попробуйте прочитать какую-нибудь книгу Эриха Соловьева и испытать на себе его идеи, и тогда мы сможем ответить на этот вопрос не абстрактно, а конкретно, опираясь на свой собственный опыт.

Не зря ты прожил жизнь, спасибо тебе, наш друг и соратник, за твои мощные благотворные идеи. Их потенциал нам еще предстоит раскрыть, и, наверное, еще сильнее выстрадать их, чтобы сознательно и умело отчеканить их смыслы и закрепить в своей жизненной практике.

 

P.S.

Покойся с миром, …за который нам еще предстоит побороться….

 

 

 

Комментарии по вопросу "Памяти Эриха Юрьевича Соловьева (1934-2025)"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий