Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ГУМАНИТАРНЫХ ЭКОСИСТЕМ

Аннотация. В статье представлена актуальная тема философского осмысления формирования современных информационно-гуманитарных экосистем, имеющих непосредственное отношение к разным сферам человеческой деятельности. Такие гуманитарные экосистемы предназначены сбалансировать разнообразные человеческие интересы  и ценности с объективными условиями их реализации. Особое значение гуманитарные экосистемы имеют для творческой деятельности, которая необходима в современных конкурентных социально-экономических условиях, и вместе с тем должна быть ограничена общими правилами безопасности и полезности ее результатов. Разработка современных гуманитарных экосистем предполагает использование технологий цифровизации и обработки больших баз данных для прогнозирования возможных последствий.

Ключевые слова: информационно-гуманитарная экосистема, практическая философия, цифровизация, творчество, пандемия

 

Введение

Новая онлайн-эпоха, резко наступившая в период коронавирусной пандемии, активизировала запросы на новые идеи, технологии и способы коммуникации, которые предполагают подлинные творческие усилия и открытия. Скрытые заимствования, копирования и «интеллектуальное пиратство» становятся все более затруднительными, так как создается много механизмов для защиты авторских прав, разоблачения плагиата и другого интеллектуального воровства. Если еще недавно некоторые российские артисты, музыканты, ученые и писатели легко заимствовали идеи, тексты, образы у зарубежных коллег и выдавали их за свои творческие достижения, то в современную  глобальную информационную эпоху это становится юридически опасным занятием.

Президент и Правительство РФ вынуждены обращаться к интеллектуальному сообществу с призывом создавать новое, прорывное, чтобы страна не оказалась на задворках мировой экономики, науки, культуры и в целом – мировой истории. Задача действительно архиважная, почти титаническая, а потому современная социально-практическая философия должна исследовать прежде всего объективные и субъективные условия, при которых будет возможна творческая свобода. Вместе с тем необходимо проанализировать и установить границы применения творческой свободы, чтобы сдержать (или нейтрализовать) ее возможную разрушительную силу, а также негативные последствия для развития российского социума и государства в виде радикальных, экстремистских идей и теорий, аморальных и безобразных сюжетов и представлений, социально-психологически опасных мировоззренческих установок [4; 6].

Творчество не редко оказывается своего рода выходом за установленные пределы, нормы, границы мышления и привычные рамки должного, и тем самым творческие достижения могут бросать вызов традиционным установкам и устоявшимся нравам, как бы проверяя их на пригодность, полезность и востребованность в новых общественно-исторических условиях. При этом творческий человек рискует оказаться изгоем, «белой вороной», возмутителем спокойствия и разрушителем вековых устоев, и даже опасным государственным преступником. В отечественной и мировой истории мы можем найти множество таких примеров среди ученых (Сократ, Бруно, Сахаров), писателей (Радищев, Толстой, Солженицын), артистов, музыкантов и др.

 

Об особенностях формирования информационно-гуманитарных экосистем для творческой деятельности

 

В 21 веке в российском посттрадиционном социуме творческая деятельность (в том числе и профессиональная) требует современного рационально-критического системного осмысления и переоценки с учетом новых правовых, биотехнологических, социокультурных, гуманитарных требований, ценностей и норм [3; 8]. Вместе с тем сами рассуждения о возможных границах творчества как некоего спонтанного, подчас непредсказуемого в своих результатах процесса оказываются некими «цепями», сдерживающими произвольное (свободное) движение мыслей, чувств творческого человека. Кажется, что мы попадаем в некоторую философскую апорию творческой свободы: если творец начинает думать  о границах своего творчества, то он перестает творить…

Нам предстоит разобраться с этой мнимой апорией, чтобы не компрометировать саму свободу творчества в глазах общественности и государственных правоохранительных служб, и не пугать творческих людей некими предзаданными границами, правилами и шаблонами.

Для этого мы должны отделить процесс и результаты творческой деятельности от публичного применения полученных результатов. И если для самого процесса творческого созидания будет характерен и даже необходим практический принцип – «Делай, что хочешь!», то для публичного применения результатов он не годится, так как необходимо учитывать права и интересы многих других лиц, а также законы государства.

Первый принцип, конечно, предполагает некоторые самоограничения, которые выражают внутренние убеждения, личные ценности, вкусы и эстетические предпочтения человека. Но они остаются в основном морально-эстетическими факторами творческой деятельности.

Второй принцип – публичного применения результатов творчества – «Действуй по праву», который может быть конкретизирован с помощью слогана «Не забывай о последствиях», представляет собой прагматическое правило, предназначенное защитить общество от возможных негативных последствий, а также обезопасить самого деятеля от возможных юридических санкций со стороны государственных правоохранительных органов.

В современных условиях глобальных коммуникаций и НТР обдумывание и анализ последствий является не менее важным, чем создание новых идей, теорий и технологий, так как разрушительный потенциал многих современных открытий может быть слишком большим, угрожающим жизни, здоровью и правам миллионов людей, начиная с фейковых новостей, и заканчивая термоядерным и другим новейшим оружием. Личная и общественная оценка последствий применения творческих открытий, различных новаций является той экспертной деятельностью, которая предназначена выявить и предотвратить возможные опасные последствия [5; 9].

Именно эти задачи во многом возлагаются на современные информационно-гуманитарные экосистемы, предназначенные определять нормы и правила практической творческой деятельности людей и просчитывать возможные риски, опасности применения новых идей, теорий и технологий. Экосистемы представляют собой новые комплексные институциональные решения актуальных вопросов человеческой деятельности; они способны быстро реагировать на меняющие условия, в том числе и учитывать многообразие факторов, влияющих на творческую деятельность.

Как отмечают современные исследователи, принципиальной особенностью «интеллектуально-гуманитарнных экосистем» является наличие нескольких уровней коммуникации, включая рефлексивную коммуникацию всех участников – исследовательских и проектных групп, научных и образовательных организаций, обучающихся и преподавателей, технологичных компаний, держателей инновационной инфраструктуры и др. [2; 7; 8; 10 ] При этом предметом рефлексивной коммуникации являются не только совершаемые действия и происходящие процессы, но и мотивы, цели и задачи агентов экосистемы и ключевых стейкхолдеров. Все это делает «интеллектуально-гуманитарную экосистему» (как систему с рефлексией) эффективной и динамично развивающейся институцией с широкими возможностями для самоорганизации, координации усилий, кооперации для достижения целей всех ее участников, и имеет важнейшее значение для научно-практической творческой деятельности.

 

Заключение

В современных условиях возрастающей мировой конкурентности и бурного развития информационных технологий необходим системный философский анализ построения информационно-гуманитарных экосистем, ориентированных на различные виды человеческой деятельности. Мы обращаем особое внимание на творческую научно-образовательную деятельность, которая во многом является фундаментом всех остальных сфер практической жизни, и которая нуждается в комплексном экоцентричном осмыслении. Современная социально-практическая философия предлагает ряд новых принципов и подходов, которые предназначены согласовать свободу творчества с необходимыми условиями общеприродной и человеческой безопасности, а также с различными социальными ценностно-нормативными системами. Формирование таких информационно-гуманитарных экосистем является важной задачей для российского научного сообщества и многих государственных институтов.

 

 

Список литературы:

 

  1. Антипина О.Н. Этические аспекты экономической теории счастья // Общественные науки и современность. 2021. № 1. С.48-62.
  2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  3. Клейнер Г.Б. Социально-экономические экосистемы в свете системной парадигмы // Системный анализ в экономике: сб. тр. V Междунар. науч.-практ. конф. – биеннале (21–23 нояб. 2018 г.) / под общ. ред. Г.Б. Клейнера, С.Е. Щепетовой. М.: Прометей. 2018. С. 5–14.
  4. Мясников А.Г. Избыточная духовность как проблема современной практической философии // CREDO new. Теоретический журнал. С-Петербург: СпГУ. 2018. № 3. С. 113-129.
  5. Мясников А.Г., Константинов В.В., Чернецов М.А., Мясникова Т.А. Происхождение, структура и функции ловушек для свободы: социально-философский анализ // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2019. Том 8. № 2A. С. 158-170.
  6. Новичков Н.В. Творческая свобода для культуры, бизнеса, инноваций // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. Т.8. 2014. № 2. С.91-95.
  7. Патаракин Е. Д., Шустов С.Б. Цифровая экология: эколого-социальные сети и информационные экосистемы// Вестник Минского университета, 2013, № 3 (3), С. 60-78.
  8. Раменская Л.А. Применение концепции экосистем в экономико-управленческих исследованиях // Управленец. 2020. Т. 11, №4. С. 16–28.
  9. Экосистема науки, образования и инноваций Красноярского края: идея, перспективы, проекты: аналит. докл. / под ред. В. С. Ефимова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2020. 130 с.
  10. Ягодкина М.В. Информационные экосистемы в структуре современной коммуникации // SOCIAL COMMUNICATIONS. 2020. № 15. С. 48-49.

 

 

Комментарии по вопросу "ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ГУМАНИТАРНЫХ ЭКОСИСТЕМ"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий