Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Конец эпохи глобализации, мирового туризма и всяких излишеств? Философское видение

Оригинал: https://penza-online.ru/obshchestvo/konets-epokhi-globalizatsii-mirovogo-turizma-i-vsyakikh-izlishestv-filosofskoe-videnie?fbclid=IwAR0rVyXcAqA6uDHO3ngnrqRHvugBUMZYRN6pZTZ-F8q8xwSRpzvu3VehSl8

 

Человечество всерьез напугано новой эпидемией коронавируса COVID-19, и многие люди начинают понимать, что по-прежнему жить не получится: безграничная свобода перемещения и личного взаимодействия всех со всеми по всему земному шару стала биологически опасной.
Человеческая биология в виде пониженного иммунитета и сознания возможной смертельной опасности достаточно быстро побеждает личные социальные амбиции, корыстолюбие, неограниченное любопытство и легкомысленную самоуверенность, т.е. в целом — внешнюю свободу. Инстинкт самосохранения образумляет, останавливает и заставляет задуматься о главном — о самом себе и своих силах, о будущем своей семьи, народа и государства.
Вынужденная изоляция в своем доме, городе и государстве, судя по всему, становится не только способом медицинской защиты, но и морально-психологической возможностью хорошенько подумать, переосмыслить бурный XXI век. Такая изоляция может стать способом выживания, благодаря которому активизируются социально-биологические механизмы защиты жизни и ее продолжения (своего рода-народа).
Временная вынужденная изоляция миллионов людей может быть рассмотрена как завершение эпохи глобализации (непосредственной, физико-биологической) или смешения народов. Вполне логично предположить, что изоляция приведет к благоразумной регионализации мирового сообщества и безопасному виртуальному глобализму, который легко обеспечивается мировым интернетом.

Также можно допустить, что вынужденное ограничение внешней свободы подведет думающих и ответственных людей к добровольному самоограничению в путешествиях, поездках и международных развлечениях (спортивных, культурных и др.), что приведет к существенному спаду мирового туризма и трудовой миграции. Наглядным примером стало недавнее зажжение Олимпийского огня — 2020 в Греции при пустых трибунах и тишине, и что-то подобное будет на Пасху. На мой взгляд, ближайшее десятилетие окажется своего рода постсредневековьем, когда замедлятся миграционные, интеграционные процессы, а физико-биологические коммуникации станут более локальными — с родными, близкими и земляками.

Наверное, и россиянам пора отдохнуть от бессмысленной суеты, чрезмерной погони за деньгами и развлечениями (вспомнить об идеале умеренной жизни стоиков и эпикурейцев), присмотреться к своему родному месту, к близким людям и почувствовать прилив сил для плодотворного созидания на своей родной земле. Это будет новый этап осмысленности человеческой жизни, и к этому подводит нас нынешний виток биосоциальной эволюции…

Как решат сами люди? — покажет время, в том числе и то, насколько ослабли или сохранились наши природные инстинкты… Это будет личный выбор каждого.

 

Обсуждение статьи в ФБ:

Андрей Судаков Уже философски крайне спорно отождествление внешней свободы с… «личными социальными амбициями, корыстолюбием, неограниченным любопытством и легкомысленной самоуверенностью». Особенно странно для исследователя Канта. Внешняя свобода есть НЕОГРАНИЧЕННОЕ любопытство и БЕЗУДЕРЖНОЕ корыстолюбие, личное самосознание есть, конечно, на этой позиции ЛЕГКОМЫСЛЕННАЯ САМОУВЕРЕННОСТЬ. Осторожнее, Андрей Геннадьевич — проповедь на таких предпосылках спроста закончится апологией ОГРАНИЧЕНИЯ «любопытства», искоренения самосознания (отождествленного с «легкомысленной самоуверенностью»). «И теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать» — а если нечему удивляться, то как философствовать? А если под подозрением любознательность, то вследствие чего же удивляться? И потом: от «чрезмерной погони за деньгами», говорите, пора отдохнуть? Тот, кто ей почему-либо привержен, не найдет достаточного мотива «отдохнуть», даже если помирать будет (как и от всякой укоренившейся страсти). А того, кому она незнакома, уговоры уединиться и национализироваться, для того,видите ли, чтобы не испытывать дурной страсти корыстолюбия и любопытства, не убедят забыть о том, что и та, и другая страсти растут ведь все же на здоровом побеге изначальной человеческой натуры, которой любознательность так же свойственна, как зеленый цвет листу дерева.

Всего-то эпидемия гриппа — а Вы уже о «новом средневековье» и «новом витке эволюции». «Друг Аркадий, прошу тебя, не говори красиво»

Вы восхваляете — именно так можно это понять — «спад мирового туризма». Но разве «мировой туризм» не есть одно из современных воплощений неотчуждаемого, ибо естественного (хотя и не от начала цивилизации осознанного) права гражданина мира? Так что же — не признать ли естественное право гражданина мира отчуждаемым или как-либо иначе обратимым — во имя санитарного благополучия и аркадского спокойствия «благоразумной регионализации» пленников глобальной сети Интернет?

 

Андрей Мясников Уважаемый, Андрей Константинович, очень приятно услышать Ваш отклик мою научно-публицистическую заметку. Сразу отвечу, что большинство ученых-биологов говорят именно о новой эпидемии, которая гораздо опаснее гриппа. А многие экономисты уже бьют тревогу в связи с мировым экономическим кризисом. Поэтому недооценивать его влияние на мировое сообщество не стоит. 

По поводу спада мирового туризма, я высказываю предположение благоразумия. Опасность биологических заражений будет влиять на массовое сознание несколько лет. Конечно, это не значит, что туризм совсем исчезнет, горячие головы найдутся…

Ну а теперь о Канте…? перечитываю трактат » К Вечному миру» и нахожу очень много актуального… по поводу Провидения, которое заставляет нас примиряться… Разделиться, чтобы примириться на новых основаниях, прежде всего, экономических

Сегодня вышла статья В.Куренного о кризисе современной мобильности как закономерном итоге нынешнего этапа развития цивилизации. Его выводы совпадают с моими: современная цивилизация достигла предела в реализации внешней свободы перемещения…

Андрей Судаков В.Куренной сделал свой вывод как «суждение о факте» (причем другие культурологи на основании своих индукций могут и оспаривать его вывод именно в этом качестве), но Вы-то из своего «суждения о факте» выводите ценностное суждение о желательности ограничения «внешней свободы перемещения» (а что такое внутренняя свобода перемещения? «царица фантазия»?)

Андрей Мясников Конечно, я не хотел бы заразиться каким то новым вирусом в далеких странах, и чтобы мои близкие и знакомые потом от этого страдали. А разве Вы готовы рисковать жизнью и здоровьем своих родных и близких? 

Андрей Судаков Нет, конечно. Но меня в Вашей заметке именно то и беспокоит, что под прикрытием суждений эпидемиологического и экономического и т.п. порядка делаются выводы о полезности временного ограничения изначальных прав. Просто, история государств учит, что в ней очень мало такого временного, которое бы не стремилось увековечиться, или вести себя так, будто оно уже постоянно

Андрей Мясников  в ситуации смертельной опасности благоразумные люди готовы сами временно ограничить свою внешнюю свободу ради будущего своего рода-народа. Как писал Кант в своей Антропологии, Дурак — это тот, кто вредит самому себе. Мне кажется, большинство россиян не такие.

Андрей Судаков  Конечно, я заметил это Ваше замечание. Только дело в том, что, на мой старомодный взгляд, виртуальная реальность, в том числе всемирная «паутина», есть искушение значительно более радикальное и богатое последствиями для жизни духа, чем путешествия и любознательность «в реале», против которых Вы так странно ополчаетесь…

Андрей Мясников А наш старик Кант, как всем известно, был одним из первых «виртуальных путешественников»? не выезжая из Кенигсберга, по одним книгам и рассказам познал мир конца 18 века. И конечно, я уточню свое отношение к мировому туризму. Именно в условиях реальной опасности для жизни и здоровья, т.е. в чрезвычайной ситуации благоразумно ограничить поездки, до тех пор, пока не будет надежных гарантий биологической безопасности. По сути, это условия войны нового типа, с невидимым врагом. Поэтому я ополчаюсь против врага всего человечества, и в том числе биологического врага россиян, моих сограждан, моего народа.

 

 

2 комментария по вопросу "Конец эпохи глобализации, мирового туризма и всяких излишеств? Философское видение"

  1. @Autist пишет:

    Дайрен Шу
    23.03.2020 19:05

    «Временная вынужденная изоляция миллионов людей может быть рассмотрена как завершение эпохи глобализации (непосредственной, физико-биологической) или смешения народов.» Подобные выводы «читаются» актуальными, но в историческом контексте всего человечества «читаются» преждевременными и надуманными. Достаточно ввести в интернет-поисковиках слово «пандемия» и прочитать хотя бы про «Испанский грипп», если вдруг возникнет желание помыслить в масштабах всего человечества.

  2. @Autist пишет:

    Стоимость нахождения в стационаре при лечении граждан, заразившихся коронавирусом, доходит до 200 тысяч рублей в сутки, если речь идет о тяжелой форме.

    https://www.penzainform.ru/news/global/2020/03/25/nazvana_stoimost_lecheniya_ot_koronavirusa.html

Добавить комментарий