Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

«Мудрый Запад» или/и «Святая Русь»: философско-поэтические интернет-беседы

Андрей Мясников и Алексей Иванов

(Россия: от Пензы до Зауралья)

 

 «Ты — философ, я — поэт. Ты — западник,

а я славянофил.

Вот мы с тобой разными тропами,

помогая друг другу, идем к истине».

Из письма Алексея Иванова

от 17.09.2018

 

В  этом году между давними студенческими друзьями по философскому факультету Уральского госуниверстета как-то сама собой завязалась  философско-поэтическая переписка в одной из соцсетей, и продолжалась почти весь 2018 год. Мы решили её опубликовать. Может быть кому-то она будет интересна

 

2 января 2018 г.

Алексей 21:50

На Западе и в Русской цивилизации сложились совершенно разные стратегии познания истины, лежащие в их духовной основе. В Европе объективно-универсальный, у нас – субъективно-индивидуальный. В рамках европейской культуры каждый может, войдя в смысловое поле разума мира сего, прийти к запланированному результату. Надо лишь затратить интеллектуальные усилия. Но возможна ли истина для всех? Разве что дважды два четыре. Ведь один прошел длинный путь страданий и потерь. Другой жил тихо, долго с пользой для науки. Один пережил личную трагедию, другой просто книжек философских начитался. В чем суть западного пути к истине? Пришел в библиотеку прочитал все от досократиков до Хайдеггера и… я с истиной, вернее, истина у меня в кармане. Ну а как же внутренняя духовная брань? Где борьба с искушениями? Где духовный полет над пропастью? Будет ли внутреннее преображение после такого познания, родится ли новый духовный человек? Стали ли Кант и Гегель святыми от своих философских поисков?

Андрей 21:58

К истине мы приходим умом, сердцем, чувствами и чем-то еще. Она принципиально открыта для всех людей. Или ты хочешь сделать ее доступной только для избранных? Тогда это барство … Все ли смогут дойти до многих истин, в том числе и философских? Конечно, не все… да и зачем многим людям наши истины. Но закрываться в касту посвященных — это жадность и властолюбие. Вот твои стихи они же открыты всем, но каждый открывает свое и по-своему. И при этом ты не претендуешь на истину, а лишь на свое видение ее, потому что такова природа поэзии.

Конечно, страдание открывает многое в жизни, но и закрывает многое. Наверное, поэтому и существуют разные люди.

3 января

Алексей 15:49

Весь вопрос в том, что есть истина? Некий набор тавтологически самодостаточных формул? Соответствие наших мыслей тому, что противостоит им как нечто иное, но находящееся в мысли, то есть опять же тавтология. Философу приятно и удобно, чтобы истина присутствовала уже в его разуме или же в некоем абсолютном разуме, а его разум был бы проявление Абсолютного. Вот перед такой истиной все одинаково равны постольку, поскольку у каждого из нас одинаковая способность познания. Но это мертвая истина. Живая истина, живой Бог выбирает. Но кого? Философов? Гордых богословов? Нет! Простецов. Почему Христос открылся не эллинским философам, не еврейским раввинам, а простым галилейским рыбакам? Потому, что те уже были с истиной — со своими мертвыми тавтологиями. Вот ведь и ты говоришь: зачем многим наши истины? Так что и у тебя получается каста. Философ желает жестко и определенно за свои труды получить абсолютную уверенность, что в его распоряжении абсолютная истина. Но живая абсолютная истина не дает такой уверенности. Она говорит: смирись гордый мудрец, разум мира сего (философия) есть безумие перед Богом. Кто распяли Христа — абсолютную полноту живой истины? Не чернь! Иерусалимская чернь была лишь орудием! Распяли Христа первосвященники, то есть «Богословие», и Понтий Пилат, то есть «Античная философия». Распял Христа разум мира сего, то есть дьявол!

Андрей 18:17

Если разум от дьявола, то и твои разумные рассуждения …. от него же. Это тупиковый и саморазрушительный путь. Не думаю, что нужно жестко противопоставлять разум и веру, они вполне могут взаимодополнять друг друга. Если ты хочешь определить истину, тебе не обойтись без разумных суждений, даже если речь будет идти о сверхестественных вещах.

Алексей 18:52

Смотри. Сначала разум (от Аристотеля до Гегеля) говорит философу: используй меня, я — хорошее средство для постижения истины. Ты берешь это средство как инструмент и начинаешь им пользоваться. Потом вдруг это средство, этот инструмент тебе заявляет: я не просто средство, я — твой отличительный признак, ты являешься человеком благодаря мне. Потом разум говорит философу: в тебе нет ничего существенного кроме меня, в каждом из вас я тождественен самому себе и все вы есть мои ипостаси. Потом он заявляет: вы ничего не можете познать, кроме меня и я есть абсолютная истина. Я по ту сторону каждого из вас, вы просто мои случайные носители, вашей жизнью можно пренебречь, ваши проблемы передо мной ничего не значат, лишь во мне вы обретете истинную вечность и успокоение, ибо самая существенная ваша часть, ваш разум тождественен мне (Эриугена), а все остальное в вас несущественно. И вот теперь спроси у него: понимает ли он мои беды и мучения? важно ли ему, что я трепещу перед смертью? простит ли он мне мои ошибки в жизни? даст ли он возможность мне сделать бывшее небывшим? Это уже Шестов!

Андрей 19:25

Так ты мыслишь или не ты? Твои вышеприведенные суждения кому принадлежат: твоему разуму или чему-то другому? если не тебе принадлежат твои мысли, то кому же?

Алексей 20:35

Кто является субъектом мысли? Спрашиваешь ты! Разум? То есть — мысль? Если мысль является субъектом мысли — это тавтология. Мыслю, конечно, я, но я не являюсь мыслью постольку, поскольку могу от нее дистанцироваться. Субъект мысли не есть мысль, носитель разума не есть разум. Но кто же тогда он? Я не могу его схватить мыслью, я не могу его объективировать в качестве предмета мысли. Я могу остановить поток мысли, от этого я не перестану быть собой. Я могу критиковать разум, направив разум против него самого, сам же буду все время за кулисами. Я вижу, когда использую разум для познания мира, что он играет свою игру, что он нечто скрывает, что он осуществляет подмену. Он как особая сущность во мне, но не я. А он говорит мне: не глупи! это ты! это твои мысли! это твое познание! Верь самому себе, то есть мне, то есть «Ему»!

Андрей 21:01

А ты считаешь себя свободным?

4 января

Алексей 15:57

Я не свободен и свободен. Я не свободен в том, что я родился, что я родился человеком, что я родился именно в этом мире, что должен в этом мире нести ношу человеческого, что ограничен своим сознанием, своим телом, что замкнут в данной точке времени и пространства, в данной эпохе, в данной мне роли, что вынужден выбирать между добром и злом, между истиной и ложью. И я свободен, ибо у меня есть смерть и возможность распорядиться ею. То есть я свободно могу от всего этого отказаться и выбрать ничто. Ничто как снятие всех моих проблем.

Алексей 16:05

Провал не рядом, он в тебе:
В твоей борьбе, в твоей судьбе.
Неосторожно повернешься
И в самого себя сорвешься.
Сорвешься в пропасть своих снов,
Разбитых временем основ,
Невыбранных ролей, сюжетов,
Пустых, безликих силуэтов.

5 января

Андрей 10:45

Если ты можешь выбирать между жизнью и смертью, то ты свободен и точка. Хотя поэт никогда не успокоится и будет превращать точку в многоточие. С наступающим вторым Рождеством Христовым!

 

25 января

Алексей 16:05

Ивашка Пересветов говорил,
Что если правды нет в Московском царстве,
То ничего нет, только хлад могил
Для судеб, заблудившихся в мытарстве.

Он сердцем понимал, что Третий Рим
Является единственной опорой
Грядущего Христа и вместе с ним
Начнет войну с Содомом и Гоморрой.

Андрей 16:23

Ну, братец, тебе в Госдуму пора, там спрос на мистических державников

 

2 февраля

Алексей 18:06

Европа потому нас ненавидит,
Что нашу связь с Непостижимым видит,
И в дьявольском безумии своем
Весь мир стремится превратить в фантом.
Европа потому нас презирает,
Что веру в Бесконечное теряет.
Мы ж этой Бесконечностью полны
И смыслы слов берем из глубины.

Андрей 18:28

Откуда ты узнал Европы нутрь?
Вообразил иль был внутри?
Иль с говорящим ящиком сдружился?
и превознес Россию ты не слишком?
придав себе божественную суть

Алексей 18:31

Для наших судеб мира мало,
Необходимо чтобы он
Имел пролог перед началом
И эпилог в конце времен.
Необходимо чтобы краски
Смягчали грани жестких схем,
Чтобы с самим с собою в связке
Ты был всегда пред бытием.

Андрей 22:12

Смягчился брат перед Европой? Об общем сущем стал судить? На то мы люди, чтоб прощать…

3 февраля

Алексей 10:31

Сорваться в пропасть – самое простое.
Куда сложнее осознать Святое,
Поверить в его Свет, его принять
И целый мир душой своей объять.
Нам что-то не дает начать движенье,
Тяжелое к вершине восхожденье,
И требует пойти на компромисс,
А лучше просто – прыгнуть с края вниз.

Андрей 20:18

Хорошо вниз прыгать из окна избушки, раз и уже на лужке. А с 9 или 29 этажа лучше смотреть на звездное небо

 

4 февраля

Алексей 19:43

Ничтожный клещ меня мудрей и старше,
Он появился до людей на марше.
И значит, знает больше, чем все мы,
Просящие взаймы у вечной тьмы.
Ничтожный клещ и после нас пребудет
И наше с ним соседство позабудет.
Так забываем мы легко о нем,
Когда тропинкой через лес идем.

Андрей 20:26

О мудрости энцефалитного клеща написаны врачебные тома, и с ним нам совладать едва ли хватит сил, коль мы забудем…, сойдем с лесной тропинки в поисках себя…

6 февраля

Алексей 14:44

Смотри как я Канта легко опровергаю:

Как возможно наше пониманье?
В вечной глубине существованья,
В мировом узоре бытия
Совпадают суть и мысль твоя.
Почему такое происходит?
Как наш разум суть вещей находит?
Может быть, она спешит сама
Стать опорой нашего ума…

Андрей 17:09

Как у вас у поэтов все просто!!

Хорошо тебе так легко Кант дается….

 

9 февраля

Алексей 10:11

Все легко и просто? Попробуй найти нечто более сложное, чем это:

Смерть существует лишь со стороны.
Для тех, кто погрузился в ее сны,
Она не смерть, но обретенье смысла,
В котором кожу сбрасывают числа.
В котором суть теряют имена,
Чтобы легко могли достать до дна
Идущие через бездонность ноги
Заблудших, беспризорных и убогих

10 февраля

Андрей 13:28

Да, замутил брат не на шутку, мысль разверг, распотрошил как утку тему вечную свою

11 февраля

Алексей 13:45

Запад потому ушел в античность,
Что хранить в себе лицо и личность
Можно лишь в молитвенном труде,
За Христом шагая по воде.
Это трудно, это слишком сложно
И без детской веры невозможно.
Легче провалиться в ночь и в смерть,
Чем искать во тьме наощупь твердь.

Андрей 14:27

Запад ищет ясности и света, хочет удовольствий и любви, а Восток в потемках века жаждет  манной каши и горшка…

Алексей 16:27

Тот, кто и прост, и примитивен,
Тому легко нести свой вес.
Вопрос мой, в сущности, наивен:
Откуда же тогда прогресс?

Андрей 18:41

Прогресс и вес нательный давно живут не матерясь, ты легок весом, но с прогрессом ты можешь быть как на ножах. А толстый дядя за айфоном порой не видит белый свет, и жмет и жмет свои странички, чтобы порадовать весь свет

12 февраля

Алексей 15:30

Цель Запада убрать границы
Между реальностью и сном,
Чтобы мгновеньем насладиться
И провалиться в свой фантом.
У нас же миссия иная,
Нам Заратуштра завещал,
В огне святом себя сжигая,
Хранит начало всех начал.

Андрей 16:43

Фантом начала всеохватен: и Русь и Запад — все в одном

14 февраля

Алексей 15:39

Против философов:

Интеллектуальная забава
Смаковать духовную отраву
Головокружительных идей,
Омертвевших в сущности своей.
Ими измерять мгновенье жизни,
Быть в познанье истины капризней
Самого капризного дитя,
Ждущего наград от бытия.

Андрей 17:36

Чистая поэзия наивна в чистоте своей возвышенной мечтой увлекает в мир …..

19 февраля

Алексей 14:05

Предостережение:

Будь осторожен с мыслью! Она может
Тебя опустошить и уничтожить,
Внушить тебе, что ты лишь тень пред ней,
Скользящая среди других теней.
Мысль рада отменить носитель мысли,
Чтобы над бездной, как мираж, повисли
Твой поиск, твоя боль, твоя борьба,
Твой взгляд на мир, твой путь, твоя судьба.

Андрей 18:39

А может с мыслью подружиться и с улыбкой обратиться к человечеству на ты?

20 февраля

Алексей 13:19

В Святой Руси не к знанию стремились,
Ей был не нужен университет.
Там духовидцы мучились, молились,
Чтобы явил Господь Свой Дух, Свой Свет.
Там, в истинном, живом общенье с Богом
Искали смысл, искали крестный путь
И не пытались философской тогой
Свою земную немощь обернуть.

Андрей 14:23

Красиво

Метафорично

Сказочно

Андрей 17:29

А вообще очень точно про Россию, и про современную местами

30 апреля

Алексей 9:48

* * *
К сути не приходят через книги,
Через философские вериги.
Здесь необходимо умереть,
Чтобы возгореться и гореть.
Истина не мысль и не мышленье,
Но распятье, смерть и воскрешенье,
Единенье с тайной бытия,
Выход за пределы, за края.

1 мая

Алексей 17:48

Пойми! Почувствуй! Выбор твой
Не ограничен лишь тобой.
Он повлияет без сомненья
На все миры, на все творенье!
Все от тебя зависит здесь,
И небеса над нами есть
Лишь потому, что ты их знаешь
И своим сердцем согреваешь.

Андрей 17:51

Браво! Дружище! Ты возроптал о свободе выбора!

4 мая

Алексей 8:22

* * *
Вернуть минувшее возможно,
Ты только ухватись за нить.
И время через боль тревожно
Начнет с тобою говорить.
Начнет рассказывать рассказы,
И ты поймешь сквозь миражи,
Что и у времени есть разум,
Страдающий от нашей лжи.

Андрей 21:25

Разум, страдающий от лжи. — замечательно сказано

8 мая

Алексей 12:54

Вот мое понимание сути войны. Не самих войн, не какой-то одной конкретно, но именно сути:

Война не возникает просто так.
В войне из глубины ползущий мрак
Стремится захватить пространство света
И сделать бытие своим предметом.
Война не происходит просто так.
В войне дается небом божий знак,
Чтобы, приняв его, мы изменились
И в таинстве священном причастились.
Не бойся посмотреть в глаза войны!
В них исповедь грехов и боль вины,
В них ужас воздаянья, возмещенья,
Молитва и надежда на прощенье.

Андрей 14:17

В суть сути ты еще не заглянул

Эмоциональный накал хороший, образы трепещут

11 мая

Алексей 9:41

* * *
Случайности не существует,
Ведь если бы она была,
Материя бы не смогла
Дойти до нас с тобой вслепую.
Пусть даже триллионы лет
У мертвеца в распоряженье,
Он не сумел бы раздраженье
Поднять до осознанья бед.

Андрей 9:53

Гегель в кубе?

Алексей 10:40

А вот против Гегеля:

Задать вопрос и на него ответить,
Но то в ужасной спешке не заметить,
Что тайна ускользнула от тебя,
На смыслы бесконечное дробя.
А только тайна и необходима,
Ответ же просто попадает мимо
Или в сознанье создает фантом,
Что ты познал весь мир в себе самом.

Андрей 12:14

Диалектику познал ты на Урале, с метафизикой сроднился во Христе

13 мая

Алексей 20:30

* * *
Что если каменная глыба
Ударится о шар земной?
Погибнут звери, птицы, рыбы
Под раскалённою золой.
В огне ужасном все живое
Сгорит навеки, навсегда.
Прольется дождевой водою
Кипящая, как смерть, вода.
И над безжизненной пустыней
Задует мертвый суховей,
И паутину черных линий
Не скроет безысходность дней…
Не странно ли, что эти грезы
Не воплощаются пока?
Висят божественно стрекозы
Над чистой гладью родника.

14 мая

Андрей 8:21

Борьба языческого жизнелюбия с христианской эсхатологичностью

Алексей 17:17

Ну вот смотри: ты читаешь книгу, он летит, ты гуляешь по парку, он летит, ты вопрошаешь об истине, он летит… мертвая, бездушная глыба, способная отменить историю, отменить мысль, отменить наши жизни. Разве не было этого в прошлом? Разве не может быть этого в будущем? Или вот сейчас? Может ли мертвая глыба отменить Канта?

Андрей 19:02

Эту глыбу собьют космические корабли. Такая служба уже есть.

Канта уже никто отменить не может. Также как и нас с тобой

 

Алексей 19:26

Ну дело же не в глыбе. Черная дыра, например, смена полюсов, взрыв сверхновой.

Андрей 20:04

Исчезнет ли мысль человеческая? Наши дела? Не хочется верить, что исчезнут. Хочется оставить это для вечности. будем стараться!

 

18 мая

Алексей 15:35

* * *
У разума всегда подмена
Реальности самим собой,
Всегда решетки, дыбы, стены
Перед бездонной глубиной.
Его пугает все иное,
Он не доволен бытием.
Ему дороже не живое,
А объективность мертвых схем.

 

Андрей 17:59

От имени реальности вещает чувство, которое боится строго судьи — Рассудка и законодателя — Разума. Трепещет чувство – значит − жив ещё.

19 мая

Алексей 19:54

* * *
Не забывай о том, что где-то рядом
Холодная воронка звездопада,
Безумные провалы черных дыр,
Вся бездна бытия, весь этот мир.
Ты с ними сокровенной тайной связан,
И твой во тьму срывающийся разум –
Всего лишь незаметный завиток
Написанных Всевышним вечных строк.

Андрей 20:34

Но этот завиток так дорог нашему творцу, что до сих пор еще он украшает космос

20 мая

Алексей 11:38

* * *
Неандерталец! Ты мой старший брат!
Твой род был мною истреблен когда-то.
Смотрю я обреченно в звездопад
И, словно Каин, жду с небес расплаты.
Творец миров предал меня суду:
Мне не с кем поделиться своим горем,
Я сам с собой беседую в бреду
И разлагаюсь в этом разговоре.

Андрей 20:36

О человек разумный, ты могуч,

ты выжил всем напастям пофиг,

держись и дальше хомо,

ведь только ты

расскажешь в космосе далеком

о нашем старшем брате Кроманьенце.

22 мая

Алексей 13:43

* * *
Представь: Вселенная без нас.
Никто не видит и не знает
Ее красот, ее прикрас
И сердце ей не открывает.
Никто не любит и не ждет,
Никто не думает, не слышит,
На бесконечный небосвод
Никто в порыве чувств не дышит.
Все существует в вечной мгле.
Мгла бесконечна, необъятна.
И вместо нас здесь, на Земле,
Всего лишь призрачные пятна.

23 мая

Андрей 18:18

Без нас творец бы заскучал, и выдул бы из недр своих еще потешнее   созданье

 

28 мая

Алексей 12:40

* * *
Свою ли жизнь ты проживаешь
Или в сценарии чужом
Не самого себя играешь
И слепо веришь в свой фантом?

Андрей 18:44

Артистом если не родился, одною жизнью проживешь!

31 мая

Алексей 12:53

Граница между прошлым и грядущим,
Между несуществующим и сущим
Прошла сквозь плоть и кровь оживших тел
И ранит нас железом острых стрел.
Нам никуда не спрятаться, не скрыться.
Взирают из зеркал личины-лица
Обманутых бессмертием зверей,
Что ищут смысл при свете фонарей.

3 июня

Андрей 16:48

Звери, обманутые бессмертием — интересный образ — понятие

 12 июня

Алексей 19:53

* * *
Ты есть, а кто-то не родился,
Узорам звезд не удивился,
Не насладился красотой,
Дождем, осеннею листвой.
Ты помнишь о себе и знаешь,
Ты с миром в истину играешь,
А он – вне снов, событий, лет
Молчит безмолвию в ответ.

Андрей 20:00

Шедеврально!

15 июня

Алексей 14:25

* * *
Душа ведет все время диалог.
Но кто он – ее вечный собеседник?
Не лицедей, не шут и не пророк,
Не странник, не изгой, не исповедник.
Не Бог, не бес, не ангел и не зверь,
Но с мудростью тысячелетий в связке
Безликий призрак, бьющий в твою дверь,
Меняющий от скуки свои маски.

 

1 сентября

Алексей 11:49

Написано: погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие. ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. 1. Кор.1;19-21 А с кем предпочитаешь остаться ты, о старый мой друг: с человеческой мудростью мира сего (от Фалеса до Хайдеггера) или с безумным юродством распятого на кресте Абсолюта?

Андрей 19:52

Я пока за Болдыгина с Кантом держусь

И Христа я не считаю безумным юродцем

2 сентября

Алексей 5:55

Вопрос Платона: потому ли истина является истиной, что ее исповедуют боги, или они исповедуют истину именно потому, что она истина?

3 сентября

Андрей 17:58

Истина над всеми торжествует!

Алексей 19:22

Доказательство того, что истина есть по Бл. Августину: Допустим истины нет, тогда истинным будет само отсутствие истины. Но раз есть истинное, значит есть и истина. Получается доказательством истины может служить даже ее отсутствие!

Андрей 19:39

Браво! Она есть в любом случае!

 

 

1 комментарий по вопросу "«Мудрый Запад» или/и «Святая Русь»: философско-поэтические интернет-беседы"

  1. @Autist пишет:

    В результате многочисленных совокуплений тел появилось тело, на поверхности которого совокуплялись и множились тела, в результате многочисленных совокуплений тел на поверхности этого тела (появившегося в результате многочисленных совокуплений), появился тот, кто пишет эти буквы. До того как научиться писать эти буквы, тот (кто сейчас пишет эти буквы) не знал, что такое буквы. Он даже не знал, что такое знать. Он появился в результате многочисленных совокуплений тел, но ему было не до этого. Ему хотелось поесть, поспать, испражниться, он не знал, что ему нужно всё это, но запоминал, когда принимал предложенное ему. Что-то из пережитого становилось для него привычным, а что-то отвергалось. Он не понимал, как это происходит, но он подражал окружающему его, и запоминал, когда получалось удачно, а когда не очень. Он не понимал, но выбирал, и научился делать выбор (на основании памяти пережитого опыта) так быстро, что считал выбор своим собственным, а не следствием случайно пережитого. Соучастники его жизненного опыта предоставляли огромное количество своего жизненного опыта, так же считая прежде пережитое своим собственным. Спустя какое-то множество запоминаний и попыток применения коллективного жизненного опыта, тот (кто сейчас пишет эти буквы), узнал, что…
    (не читайте следующий абзац, если хотите избежать ретроспекции)
    Тот, кто пишет эти буквы, появился в результате многочисленных совокуплений тел на поверхности тела, которое появилось в результате многочисленных совокуплений тел, на поверхности которого совокуплялись и множились тела, появившиеся в результате многочисленных совокуплений.
    (зато теперь вы имеете представление о том, как работает ретроспекция)
    Язык – продукт абстрактного мышления. Абстрактному мышлению мы учимся, используя язык. Мысль – абстракция, которую мы выражаем языком. Понятие – осмысленная комбинация абстракций, которую мы складываем из языка, чтобы объяснить понимание.
    Сказанное выше понятно, но так ли это? Так ли однозначно понятие, к примеру, «мышление»? (загляните в словари)
    Мышление – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира, в процессе активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.
    При таком подходе, понятие – некая «абракадабра», которую мы договорились принимать на языковом уровне как «интуитивно понятное». Язык – искусственная система, поэтому мы не можем принять какую-либо комбинацию абстракций раз и навсегда. Получается приблизительно так: «Ты знаешь, что абракадабра не всегда является абракадаброй, потому что абракадабра есть абракадабра, только когда абракадабра в подлинном понимании абракадабры, а когда абракадабра не в подлинном понимании абракадабры, то абракадабра перестает являться абракадаброй». Это работает, но только для того, чтобы договориться «о направлении понимания» в кругу адептов, и не работает, когда задумываешься, а так ли это само по себе, ведь, без взятия какой-либо устоявшейся языковой нормы (традиции) за абсолют – мысль не выразить. Таким образом, абстракции, которые не называют чего-то предметного, измеримого, материального – всегда будут открыты для произвольного толкования. С помощью них можно выразить общее, но частное неизбежно останется у каждого своим (когда уточняешь понимание значения каждого слова). Поэтому, на самом деле, мы не понимаем друг друга, а только думаем, что понимаем. Можно, конечно, поискать человека из «своей» социальной среды, в «своей» возрастной группе, с похожими природными данными и жизненным опытом, но, даже в этом случае, понимание между вами по множеству вопросов останется приблизительным. Человек не способен охватить пониманием одномоментное множество случайных переменных. Познавательная способность человека физически ограничена: биологическими процессами (в том числе, наследственностью), действиями других людей (окружением), обстоятельствами, не зависящими от воли (случайностью). Человек, называя себя разумным, то и дело занимается тем, что пытается оправдать своё животное (инстинктивное) поведение. В каком-то смысле, общество учит человека притворяться разумным, а не являться разумным. Как разумно применять критическое мышление в познании, так не разумно применять критическое мышление во взаимоотношениях с другими познающими.

Добавить комментарий