Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

«Наша жизнь такая, потому что мы такие?»: социально-философский анализ

Оригинал: http://www.penza-online.ru/obshchestvo/index.php?ELEMENT_ID=20521

 

Недавно обратил внимание на то, что в разговорной речи стало чаще употребляться выражение «Не мы такие – жизнь такая», и решил поразмыслить над этим интересным явлением языкового сознания с точки зрения современной практической философии, ведь разговорный язык очень точно передаёт изменения в самой жизни современников, показывает умонастроение, которое определяет ежедневные поступки.

1

 Сама  фраза «Не мы такие – жизнь такая»  впервые появилась в бандитском киносериале «Бумер» (2003 года выпуска), описывающем «лихие 90-е», и стала прочно ассоциироваться с деятельностью полукриминальных группировок и бандгрупп, члены которых нарушали моральные и юридические законы, и пытались оправдать себя в глазах законопослушного общества, и в своих собственных глазах тем, что мир лежит во зле.  За последующие 25 лет они постепенно превратились в легальные «команды», выполняющие самые разные задачи, но при этом слоган не потерял своего значения – оправдать свои нечестные, несправедливые, преступные поступки с помощью таких аргументов: 1) не только я так поступаю, а  «мы», т.е. почти все так делают, 2) сама жизнь как совокупность обстоятельств и условий требует от нас такого поведения, и по-другому мы не выживем.

Такой оправдательно-утешительный смысл обычно находит отклик и поддержку у многих взрослых людей, и особенно у должностных лиц, хорошо знающих о своей личной ответственности за неисполнение установленных правил и условий. Но эта утешительная позиция быстро начинает навевать какую-то скуку, тоску и в большей степени склоняет к религиозному умонастроению…

С точки зрения современной практической философии слоган «Не мы такие – жизнь такая» представляет собой типичную установку несвободного сознания, признающего полную зависимость человека от природных  и социальных  условий жизни. Эта установка позволяет ослабить внутреннее моральное напряжение, вызванное конфликтом разумного долга и реальных поступков (интересов), не соответствующих  его требованиям. Этот конфликт порождает  внутренний разлад с собой, и является мучительным испытанием для человека, а тем более, если совершаемые поступки имеют преступный характер и несут угрозу правам и интересам других людей. Поэтому несвободный человек нуждается в самооправдании, чтобы заглушить в себе справедливые обвинения разума и продолжить своё выживание. Но такая жизнь оказывается не очень приятной, почти безрадостной без постоянной анестезии в виде алкоголя и других допингов, отключающих разум.

По сути, это тупиковый путь, превращающий человека просто в животное или марионетку обстоятельств, поэтому практическая философия предлагает искать выход в противоположном направлении

2

Для практической философии интересен такой мировоззренческий эксперимент: попробуем перевернуть смысл нашей утешительной фразы, и посмотрим, что получится.

«Жизнь такая, потому что мы такие».

Получается своего рода моральный упрёк-суждение, которое не снимает с человека ответственности за его жизнь, а наоборот, усиливает эту ответственность, в том числе и личную. Здесь мы имеем дело уже не с зависимым и принудительным состоянием человека, от которого ничего не зависит в жизни, а  со свободным, деятельным бытием, которое именно создаёт саму нашу жизнь.

Когда человек говорит, что моя жизнь такая, потому что я такой, то он утверждает свою активную деятельную роль, мыслит себя субъектом-творцом своей жизни. Конечно, это приятно сознавать, когда жизнь благополучная, счастливая, удачная, а вот когда она наполняется несчастьями, бедами и неудачами, то сознавать себя ответственным за это – бывает не легко, порой мучительно, и вполне естественно хочется какого-то послабления, прощения и высшего покровительства. Тут, конечно, может помочь первая фраза с её несвободным, утешительным умонастроением.

Принятие смиренно-утешительной жизненной установки позволяет человеку немного успокоиться, и частично нейтрализовать свою критическую разумность. Но поменяется ли от этого сама жизнь к лучшему? Это не простой вопрос.

Как утверждают многие психологи, человек может поменять своё отношение к жизненным обстоятельствам (проблемам), и тем самым облегчить свои переживания и даже улучшить своё самочувствие, но сами эти проблемы и обстоятельства останутся, например, болезни, бедность, отсутствие жилья и комфорта, недостаток общения, агрессивная среда и др. Конечно с ними можно  смириться, свыкнуться, но  это будет состояние вынужденного выживания, но почему-то  большинство людей стремится к реальному улучшению своей жизни, а не только к морально-психологической адаптации и самоутешению.

Опыт реальной человеческой жизни показывает, что субъективное отношение к жизненным обстоятельствам не может изменить сами эти обстоятельства, и нередко порождает утопическое, иллюзорное умонастроение, которое способно на некоторое время отсрочить решение жизненно важных проблем, например, лечение зубов, ремонт квартиры или машины, покупку новой одежды и др. Но нерешённость этих проблем нередко ведёт к страшным разочарованиям, и потере жизненных интересов и быстрому уходу из этой жизни. В такой ситуации получается, что естественное стремление человека к выживанию наталкивается на мощное сопротивление объективных обстоятельств, материальных условий, которые в большинстве своём пересиливают человеческую субъективность.

При этом признание объективного положения вещей, и прежде всего, своего действительного положения, своих реальных возможностей открывает  перед человеком новую перспективу земной самореализации. Если мы признаём, что наша жизнь делается именно нами, и мы непосредственно участвуем в её созидании, то выходим на новый уровень свободы и самостоятельности, хотя при этом берём на себя и большую ответственность, включая возможные риски и опасности[1]. Но открывая для себя более высокую степень свободы, человек становится более могущественным, он обретает больше власти, он больше может сделать в своей жизни.

Нужно ли это человеку? На этот вопрос каждый человек будет отвечать персонально, и решать  по-своему. Практическая философия лишь показывает, что выбор своей степени свободы остаётся за самим человеком, и этот выбор будет во многом определять качество жизни.

3

 Вот теперь пора поговорить о степенях человеческой свободы.  И чтобы наш разговор был не пустым, я предлагаю соотнести свободу с самостоятельностью. Эта мысль побудила меня разработать шкалу человеческой свободы-самостоятельности, которая состоит из 10 степеней.

Потребность в такой шкале назрела уже давно, и для практической философии особенно. Ведь когда большинство наших сограждан говорят, что они несвободны, то на самом деле они имеют в виду только определённую степень своей свободы (например, пятую  или шестую). С помощью новой модели степеней свободы каждый человек может легко оценить своё реальное положение и увидеть перспективу для развития. А главное – эта модель позволяет человеку ясно понимать, что он каждый раз свободен в определённой степени. Это очень важно и с теоретической, и с практической точки зрения. Например, разве можно не свободного человека в чём-то обвинять? Или побуждать его к повышению производительности труда? Он же не свободен. А вот свободного человека можно мотивировать.

Итак, с чего начинается человеческая самостоятельность, т.е. способность ставить перед собой цели и достигать их собственными силами? Конечно, с раннего детства, когда ребёнок ещё только учится управлять своим телом.

Первая степень свободы – это физическая самостоятельность человека, которая обычно достигается ребёнком к 3 годам, и проявляется в умении ходить, принимать пищу, говорить и элементарно заботиться о себе.

Вторая степень свободы начинается с психо-эмоциональной самостоятельности, и связана с осознанием своего Я, своих желаний и внешних правил. Обычно она достигается ребёнком к 7 годам.

Третья степень свободы – это интеллектуально-волевая самостоятельность, которая формируется в подростковый период. На этом этапе развития человек начинает сознавать своё особенное бытие в мире, и начинает утверждать себя в качестве деятельного и вместе с тем ответственного субъекта. На этом этапе у подростка складываются мировоззренческие понятия и практические принципы поведения.

Четвёртая степень  −  правовая самостоятельность или юридическое совершеннолетие, в нашей стране наступает в 18 лет. На этом этапе человек получает полную формальную независимость от своих родителей-опекунов, и вместе с тем приобретает полную личную ответственность за свои действия.  Дети обычно хотят побыстрее стать взрослыми, чтобы не зависеть от родителей, но став взрослыми, ностальгируют  о беззаботном детстве.

Пятая степеньэкономическая самостоятельность в разных обществах достигается по-разному. В современных условиях  молодые люди обычно обретают её после получения профессионального образования и последующего трудоустройства. Когда они начинают себя материально обеспечивать, то становятся по-настоящему взрослыми людьми.

Шестая степень свободы может быть названа социальной самостоятельностью, которая выражается в создании собственной семьи, рождении и воспитании своих детей, т.е. в создании новой «ячейки общества». Этот этап взросления человека (мужа и жены)  одновременно налагает и новую ответственность за семью и детей, за благополучие своего рода.

Седьмая степень свободыполитическая самостоятельность − будет последовательно вытекать из предыдущей, так как забота о своём будущем и будущем своей семьи-рода-народа предполагает политическую зрелость и выражение своих частных интересов в политической сфере, т.е. в сфере распределения материальных благ. Наличие политических убеждений, интересов и активности свидетельствует о вдумчивом и серьёзном отношении к земной жизни, к будущему своих потомков.

Восьмая степень свободы предстаёт  как нравственно-религиозная самостоятельность человека, и обычно достигается в зрелом возрасте, когда на основе жизненного опыта складывается собственная система нравственных ценностей и религиозных убеждений. Этот этап личностного развития предполагает духовную автономию и ориентирован на перспективу неземного бытия. Осознание конечности земной жизни придаёт человеку большую уверенность в своих принципах, формирует веру в неискоренимость добра и надежду на бессмертие души.

Девятая степень свободы проявляет себя в творческой самостоятельности человека, которая является свободным самовыражением, творческим созданием различным материальных и нематериальных благ, ценностей, которые доставляют удовольствие и самому творцу, и другим людям, которые ими пользуются.

И десятая степень  – высшая ступень человеческой самостоятельности – это гениальность. Она предполагает, что творческая активность человека достигает общечеловеческого, мирового признания, и нацелена на будущие поколения людей. Гениальные творения помогают жить потомкам и сохраняются как драгоценное наследие, дарующее истину, красоту и добро. Эта высшая степень свободы  для многих людей остаётся важнейшим ориентиром и образцом, источником вдохновения и утешения, критерием правильности и совершенства.

Подводя итог нашему рассмотрению степеней свободы-самостоятельности, хотел бы обратить внимание на то, что последовательный рост степени свободы непосредственно связан с расширением деятельных, жизненных возможностей человека, т.е. с расширением так называемой «внешней свободы»-могущества. Таким образом, происходит постепенное увеличение власти человека над самим собой и окружающим миром, и этот сложный, опасный процесс должен дополняться ростом личной ответственности за свои замыслы и деяния. Именно ответственность перед будущими поколениями людей будет надёжным свидетельством высочайшей свободы человека.

4

 Как только мы признаём любого взрослого человека свободным (как минимум в четвёртой степени), т.е. совершеннолетним,  то исходная фраза «Не мы такие – жизнь такая»  теряет свой оправдательно-утешительный смысл.  Ведь совершеннолетний человек обязан отвечать за свои поступки, потому что признаётся государством и обществом свободным в выборе своих поступков и способным предвидеть их ближайшие последствия.

Из этого следует, что обращение к утешительным оправданиям, типа «Не мы такие….» превращает человека в несовершеннолетнего ребёнка, нуждающегося в опеке и постоянном контроле. Но и такое положение человека мы называемым свободным, потому что и от ребёнка мы ожидаем ответственного поведения, и осуждаем его неправильные поступки, потому что он мог поступить иначе.

Вывод: «Наша жизнь такая, потому что мы такие», и можем её менять в зависимости от достигнутой степени свободы.

[1] См.: Мясников А.Г. Право на ложь как ловушка для свободы. – Полис. Политические исследования. 2017. № 5. С. 174-186. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2017.05.12

 

Комментарии по вопросу "«Наша жизнь такая, потому что мы такие?»: социально-философский анализ"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий