Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

«НЕ ВИНОВАТАЯ Я, ОН САМ…»: ответ на рецензию к.и.н. А.Ф. Никитина «Церковь и гражданская война: современная антицерковная пропаганда в свете исторических фактов» (Нива Господня № 2, 2018 г. Пенза)

Да, я хотел бы начать свой ответ с известной фразы из кинофильма Л. Гайдая «Бриллиантовая рука»:

− Не виноватая я…, он сам… .

В этом оказалась вся суть рецензии православного историка Алексея Федоровича Никитина, который решил заступиться за Русскую Православную Церковь, и поставить под сомнение выдвинутые мной  в её адрес вопросы по поводу ответственности за начало и последствия Великой революции, гражданской войны и  последующее безбожие большинства россиян[1]. Пензенский православный историк попытался уличить меня в исторической безграмотности, нелогичности и пропагандистском характере, чтобы в итоге снять с РПЦ выдвинутые обвинения в юридической, политической, социально-экономической и моральной ответственности за исторические события 100-летней давности[2].

Как представитель Пензенской духовной семинарии А.Ф. Никитин выражает позицию самой Церкви, которая отказывается принять какую-либо материальную ответственность за революционные события начала ХХ века, и при этом допускает только  метафизическую ответственность, т.е. нематериальную. Но и эту ответственность нынешняя церковь намерена разделить со всеми православными россиянами того времени, т.е. с умершими:

«И вина православных, составлявших тело Церкви, заключается в том, что не выжгли каленым железом революционный терроризм, что не сохранили в своей душе полноты веры, а в ряде случаев и утратили ее совсем. Вот за это члены Русской Церкви и несли свой ответ перед Богом в страшные десятилетия большевистских гонений»[3].

Если внимательно вчитаться в это признание, то оно наполнено таким инквизиторским духом («не выжгли каленым железом»), что легко чувствуется запах человеческих тел, запах горящих еретиков, которые могут оказаться неугодными этой «человеколюбивой» религиозной организации.

«По-жёстче нужно было  тогда с врагами Церкви!» − вот такой, по сути, исторический урок извлекают для себя нынешние православные историки, тем самым вовлекаясь в новую идеологическую войну с любым инакомыслием и с любой критикой в адрес своей религиозной организации.

− Мол, и не смейте больше судить нас, а то хуже будет…. Проклянём, как супостатов.

Ну, что на это сказать: живая архаика, тёмное средневековье в начале 21 века. Но это наши современники, которые так мыслят, живут в своём воображаемом мире, и  при этом имеют поддержку со стороны государства.

Мне как учёному-обществоведу очень жаль, что нынешние представители РПЦ пока не готовы взять на себя ответственность за революционные события начала прошлого века. Значит, ещё не готовы.

Но будем ждать, надеяться и верить в пробуждение разумности и реального человеколюбия, и конечно, содействовать этому закономерному общественно-историческому процессу.

 

P.S.

Я намеренно не стал разбирать исторические контраргументы А.Ф. Никитина, так как надеюсь, что это смогут сделать профессиональные историки, а остальные мыслящие граждане рассудят сами.

[1] Мясников А.Г. Должна ли Русская Православная церковь признать свою ответственность за начало Русской революции, за последующую гражданскую войну и богоборчество россиян?  // Пенза-онлайн от 1 марта 2018 г. /  Режим доступа: http://www.penza-online.ru/novost/kultura/dolzhna-li-russkaya-pravoslavnaya-tserkov-priznat-svoyu-otvetstvennost-za-nachalo-russkoy-revolyutsi?ELEMENT_ID=18052

[2] Никитин А.Ф. «Церковь и гражданская война: современная антицерковная пропаганда в свете исторических фактов» // Научно-богословский журнал «Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии». Выпуск № 2, 2018 г. Пенза. С. 21-27.

[3] Там же. С. 26-27.

 

Комментарии по вопросу "«НЕ ВИНОВАТАЯ Я, ОН САМ…»: ответ на рецензию к.и.н. А.Ф. Никитина «Церковь и гражданская война: современная антицерковная пропаганда в свете исторических фактов» (Нива Господня № 2, 2018 г. Пенза)"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий