Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

«Дай бог, чтоб не было хуже!» как традиционная установка выживания

Оригинал: http://penza-online.ru/novost/obshchestvo/day-bog-chtob-ne-bylo-khuzhe-kak-traditsionnaya-ustanovka-vyzhivaniya?ELEMENT_ID=18925

«О благоволении бога»: вводное рассуждение

 Поможет ли бог россиянам выйти из очередного системного кризиса? Наладить международные отношения с ведущими странами? Преодолеть растущий разрыв между богатыми и бедными? Сделать ровными наши дороги и др.?

Мы не знаем, и не можем этого знать, потому что мы люди и не знаем, где вход в «небесную канцелярию». Что же  касается веры и надежды  на божественное благоволение и содействие в наших земных делах, то они, конечно, важны и на некоторое время  могут оказать психотерапевтическое, успокоительное воздействие на нервную систему, но материальная жизнь неумолимо требует своего, а именно действовать по законам природы и разума, которые нужно знать.

Разум нам подсказывает, что бог может нам помочь, если мы сами начнём стремиться к добру, благу и красоте, если начнём исполнять его заповеди, хотя бы основные – «не убий, не кради, не лги». А если мы не будем ничего делать, то вряд ли он обратит на нас своё внимание.

 

«Грешно ли быть недовольным человеком?»: социально-философский анализ

 

Как говорят многие современные политологи, россияне выбрали стабильность в лице действующего президента, исходя из традиционной установки выживания «дай бог, чтобы не было хуже!». Такой выбор большинства предполагает, что сейчас хорошо: в смысле «жить можно», «терпимо», поэтому важно просто сохранить то, что есть. Эта охранительная задача становится главной и для сверхбогатой элиты, и для большинства населения, пережившего «лихие 90-е».  При такой охранительной задаче уже можно не думать о развитии и улучшении жизни, ведь лучшее будет врагом «нашего хорошего».

И вот реальный пример из жизни. Пензенская поликлиника. Понедельник, 9 апреля 2018 года. Из кабинета врача выходит женщина лет 50-55 с пачкой листочков, и начинает вслух жаловаться:

− Что же это за бардак?! Процедуры нужно проходить в одних кабинетах, а описание брать в других, да ещё и на других этажах! Ужас просто!

И после этих слов возмущения, женщина вдруг резко осеклась:

− Ой, Господи. Прости меня Господи.  Вчера же Пасха была, а я что говорю. Грешно ведь жаловаться.

Начала креститься, и пошла как старушка к следующему кабинету.

Этот реальный пример из жизни обнаруживает, что жаловаться, возмущаться по поводу жизненных неудобств – это оказывается грех для православного верующего. Терпите, как Бог терпел, не ропщите на жизнь, рабы Божьи.

Но что получается в итоге? Разумное недовольство, в основе которого желание улучшить свою жизнь, тут же блокируется религиозной установкой «ведь грех жаловаться, возмущаться, нужно терпеть». Воля человека парализуется, подавляется желание что-то изменить и улучшить в своей земной жизни, а, следовательно, и не происходит  никаких изменений. Проблемы не решаются, недовольство всё равно накапливается.

Важно то, что проблема не решается именно из-за отсутствия деятельной воли самой недовольной женщины, и ей остаётся ждать и надеяться, что эта проблема решится кем-то вышестоящим, Властью или каким-то чудом.

Сама же женщина будет бегать по кабинетам, тихо ворчать, а в порывах недовольства  хулить всё российское здравоохранение, и тут же осуждать себя за не достаточную кротость.

С такими религиозными установками любая активность и инициатива возлагается только на высшие силы или верховную Власть, которая готова брать на себя ответственность за происходящее на подконтрольной земле, ссылаясь на свою высшую, религиозную миссию, при этом скрывая свои властолюбивые амбиции.

Как писал И.Кант в конце 18 века, именно лень и трусость удерживают многих людей в состоянии несовершеннолетия, моральной несамостоятельности, и вина за это будет лежать на самих взрослых людях. А если человек недоволен собой или обществом, то это значит, что он видит путь к лучшей жизни.

 

«Что же делать или чего не делать?»:

философское моделирование будущего

 

Если будет мировая ядерная война, и все мы погибнем, то лучше вообще не суетиться, не спешить закупать продукты, соль и спички, а тихо ждать этого конца нашего света. Печально-безрадостный вариант.

Если войны не будет, что, более вероятно, то нужно планировать свою жизнь и ставить перед собой разумные цели, рассчитывая возможные средства их достижения. Умеренно-оптимистичный вариант.

Если будет обычная мирная жизнь, то делай, что хочется, и не делай, чего очень не хочется. Это вариант свободной жизни, которая становится всё более ценной и интересной для новых поколений россиян и вообще землян. Но известные представители старших поколений почему-то не перестают повсюду искать врагов и тем самым подталкивают общество к новой войне. Конечно, их можно понять и простить, постсоветские люди с большим трудом расстаются с привычкой выживать в экстремальных условиях. Наверное, внуки и правнуки помогут старшим поколениям взглянуть на мир по-другому и изменить своё отношение к жизни. Будем надеяться на общечеловеческую разумность, которая неумолимо ведёт к материально-техническому и морально-правовому развитию общества и улучшению жизни всех граждан.

Как говорится:

Бог даст, смогём.

 

P.S.

 

Усиливающееся торгово-экономическое  и военно-политическое противостояние между США и Россией ещё раз подтверждает, что военно-мобилизационный режим наиболее соответствует традиционным установкам выживания российского властецентричного социума, и результатом этого противостояния может стать новый этап в развитии самого российского общества, т.е. наверняка будет что-то новенькое…

 

Комментарии по вопросу "«Дай бог, чтоб не было хуже!» как традиционная установка выживания"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий