Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Кто старое помянет…., у того нужно забрать учебник истории: современная философская импровизация

https://echo.msk.ru/blog/otvagin/2077892-echo/

Речь пойдёт об известной поговорке «Кто старое помянет – тому глаз вон». О ней как-то стали забывать, а напрасно. Ведь эта поговорка даёт очень важную подсказку для тех, кто хочет делать бизнес, организовывать совместные проекты, а тем более налаживать международное сотрудничество:

Если будем помнить плохое, то не сможем договориться и сотрудничать

Это важная мысль относится и к конкретным людям, имеющим за своей спиной большой жизненный опыт, включая конфликтные ситуации, принципиальные разногласия, обиды, предательства, и, конечно, она имеет прямое отношение к народам, этносам и государствам, которые в своей истории много воевали, отбирали друг у друга земли, совершали взаимное насилие, объединялись и разделились; т.е. при большом желании можно такое вспомнить в отношениях между соседями, что очень захочется отомстить или «вернуть должок», восстановить «историческую справедливость» или покичиться своим прошлым превосходством.

Короче говоря, при большом желании легко начать «гибридную войну» с любым соседом и не только. Для этого лишь стоит помянуть старые обиды и конфликты или прежние победы, типа, «как здорово мы разбили шведов под Полтавой!», «а как немцам наподдавали в 45-ом!».

Новые поколения узнают об этих делах минувших дней из учебников истории, и обычно по ним научаются любить и ненавидеть конкретных  исторических героев, важные события и общие типы поведения. Это особенно важно для военно-патриотического воспитания новых поколений, которые должны твёрдо знать: кто их враг и быть в постоянной боевой готовности. Так формируются поколения «бойцов», но не мирных тружеников-созидателей, а охранителей существующего государственного порядка и политического строя. «Бойцы» нужны военному государству, находящемуся в постоянной мобилизации, и регулярно воюющему со своими соседями. Поэтому «бойцам» нужна военная история как история героических подвигов и побед, как предмет национально-государственной гордости и превосходства над соседями.

В условиях военного времени общество «бойцов» было исторической необходимостью, но в XXI веке – в эпоху мировой экономической, политической, культурной и научной интеграции оставаться военным обществом, значит замыкаться в своём прошлом, погружаться в архаику и в итоге – деградировать.

Экономическая прагматика постиндустриальной эпохи требует забыть все прежние обиды, конфликты, победы и поражения в деловом общении с соседями, и видеть, прежде всего, сегодняшние интересы и будущие перспективы взаимного сотрудничества, без которых невозможно динамичное развитие современного общества.

Что же получается? Современным предпринимателям и прагматичным политикам не стоит увлекаться историей войн и международных конфликтов, чтобы не активировать негативный потенциал прошлого, а, напротив, следует акцентировать внимание на мирном решении реальных задач и на взаимовыгодном сотрудничестве. Как писал Иммануил Кант ещё в конце XVIII века, именно дух торговли способствует укреплению мира между народами, а в XXI веке мы можем добавить к этому, что для поддержания мира нужно больше думать о взаимной выгоде, о будущем общем благе, и не зацикливаться на прошлых проблемах, ведь это не продуктивно. Тем более что наша поговорка сурово предупреждает злопамятных людей.

Комментарии по вопросу "Кто старое помянет…., у того нужно забрать учебник истории: современная философская импровизация"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий