Идеалы важнее интересов? Философский антивирус 3 уровня

Оригинал: http://penza-online.ru/novost/obshchestvo/idealy-vazhnee-interesov?ELEMENT_ID=12675

I

На фоне растущего экономического кризиса, обнищания большинства россиян и недавнего проекта введения продовольственных карточек многие  думающие граждане начинают задумываться о причинах этого спада, и всё меньше доверяют телевизионным объяснениям и речам официальных ораторов. Доходы большинства населения падают, а меньшинство ещё больше богатеет. Зреет массовое недовольство.

В такой сложной ситуации обычно появляются хитроумные манипуляторы (типа, С. Маркова, А. Проханова, Н. Михалкова и др.), которые начинают активно использовать многовековой консервативно-догматический тезис о том, что для русского человека идеалы важнее личных интересов, и тем самым смещать внимание общественности с конфликта социально-классовых интересов на приоритет ценностей.  Из этого тезиса легко вывести, что ради неких общих, абстрактных идеалов (типа, великого и могучего «ого-го», светлого будущего и т.п.) русскому человеку нужно пренебречь личными материальными интересами, мужественно терпеть временные лишения, трудности, и неустанно трудиться «на дядю» (желательно бесплатно) ради наступления этого будущего. Такие «идеалы» часто оказываются пустыми формами, в которые можно поместить самое разное содержание, вроде «рая на земле», и их удобно использовать для манипулирования массовым сознанием.

Сразу вспоминаются идеологические лозунги советской эпохи, которые настраивали наш народ отдавать все свои силы для строительства коммунизма. Коммунистический идеал «свободы, равенства, братства, справедливости» вдохновлял многих людей, но прежде всего потому, что в нём видели возможность реализации своих частных интересов, например, получение бесплатного образования, жилья, лечения, различных путёвок и других благ.

О каких же идеалах говорят современные консервативные идеологи-манипуляторы? Понять это не легко, так как конкретных объяснений они избегают, обычно речь идёт о неких национальных традициях, героическом прошлом народа и величии государства; т.е. новые идеалы уже не направляют воображение в светлое будущее, а уводят в прошлое, которое идеализируется в качестве главной драгоценности (например, идея «Третьего Рима», которая является  религиозно-мистическим обоснованием великой православной империи).

Такой мировоззренческий исход от настоящего в прошлое целесообразен с точки зрения политической прагматики: разочарованным постсоветским людям уже бессмысленно обещать «рай на земле», остаётся устремлять их мысленные взоры в просветлённое прошлое, и в нём находить психологическое утешение, национал-патриотическое вдохновение и спасительную надежду на вечную жизнь. Ведь всем же понятно, что земная жизнь кратковременна, что все мы умрём, поэтому нужно больше думать о душе, о нематериальном, о возможном неземном бытии и т.п. Не случайно, многие чиновники всё чаще стали говорить – «На всё воля Божья».

Пожалуй, что в условиях экономического кризиса – эти установки могут быть полезными для адаптации беднеющего населения, а кроме того они выражают привычный способ выживания русского народа в экстремальных условиях.

Итак, новые манипуляторы призывают русский народ терпеть, не роптать, ничего не требовать, а главное – не менять общественно-политический порядок, а лишь уповать на некую высшую волю, на чудо, на будущее спасение и справедливое воздаяние в ином мире. Говоря современным языком, предлагают бедным россиянам быть «ждунами».

При этом сами манипуляторы (не говоря уже об их хозяевах) живут очень обеспечено, даже богато, имея годовой доход в несколько миллионов рублей, и вовсе не склонны к аскетизму и скромности, любят удовлетворять свои разные прихоти… Пожалуй, что это удел господ, а доверчивые простолюдины должны терпеть и думать о былом, регулярно мечтать о новом, сверхъестественном величии страны и коллективном спасении от войны, голода и болезней. Об экономике и производительности труда можно не думать, ведь впереди такое «ого-го» …

С помощью таких идеологем мы как бы оказываемся в «историческом тупике», т.е. без ясного  и понятного всем проекта будущего. При этом  вполне можно допустить, что идёт утаивание, маскировка частных интересов господствующего меньшинства (тех самых 10%), ведь разумные, прагматичные люди всегда проектируют своё будущее. Почему происходит это утаивание интересов? И к чему оно может привести? Об этом стоит подумать.

II

Для современной практической философии важно доказать, что превосходство идеалов над интересами является ненаучным, фальшивым положением, которое ошибочно трактует человеческую природу и современные общественные отношения. В советское время это превосходство идеалов использовалось в пропагандистских целях, чтобы противопоставлять «наши идеалы» (духовные, подлинно нравственные, настоящие)  «западным»-буржуазным  интересам (материальным, корыстным, переменчивым, короче, бездуховным и порочным).

Само противопоставление человеческих «идеалов» и «интересов» предполагает искусственный разрыв в человеческом сознании и существовании, граничащий с отделением души от тела: «идеалы» приобретают некое духовно-мистическое значение, возносятся над тленным и разлагающимся миром материально-прагматических «интересов». Такой разрыв порождает обманчивые, иллюзорные представления, которые порождают общую неустроенность земной жизни и многочисленные  разочарования. Философская наука утверждает необходимую, неразрывную взаимосвязь между интересами и идеалами человеческой жизни, ибо идеалы складываются на основе человеческих интересов и являются ориентирами для интересов.

Утверждая приоритет идеалов над интересами в начале 21 века, новые манипуляторы, по сути, признают, что российское общество должно  отказаться от прагматичной политики (ведь нужно пренебречь «интересами»), и вступить на путь религиозно-мистического служения своим «идеалам»;  что страна якобы хочет вернуть себе статус «Третьего Рима» и почти готова отречься от «долбанной экономики» ради высшего служения чему-то… От таких романтических мечтаний может закружиться голова, может разыграться воображение, но … падающая экономика и пустеющие карманы россиян быстро отрезвляют и возвращают на бренную землю.

С точки зрения современной практической философии, тезис о превосходстве идеалов над интересами, представляет собой очередную интеллектуальную ловушку, нацеленную на то, чтобы разделить единство человеческой природы с помощью хитроумного противопоставления человеческих интересов и идеалов, и сформировать  иллюзорное представление о том, что русские должны жить какими-то абстрактными, мистическими идеалами, и почти не заботиться о материальных интересах, особенно в период усиливающегося экономического кризиса. Зачем думать о своих интересах, ведь всё равно денег больше не будет, бюджет-то сокращается…

Очевидно, что за этой идеологической установкой («ловушкой») стоят прагматические интересы правящего класса, который сильно обеспокоен своим самосохранением, и готов использовать самые разные средства для реализации своих интересов.

Совпадают ли интересы и идеалы правящего класса с интересами большинства граждан страны? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно «раскрыть карты», и серьёзно поговорить о реальных общественных интересах, чтобы наметить путь к будущему общественному договору. А иначе – усиление внешнего и внутреннего противостояния, гражданская война, деградация общества и распад государственности… Разум подсказывает, что нужно договариваться.

Вывод: Современная практическая философия считает интересы людей первичными, ведь именно в личных интересах проявляется изначальная свобода человека, его индивидуальность и своеобразие. Личные интересы необходимо связанными с идеалами, т.е. с высшими ценностями – с тем, что должно быть. При этом  взрослый человек  своим собственным умом способен решить, что ему нужно для жизни, и что он должен делать для этого. А это значит, что мой идеал будет продолжением моих интересов, а в общем идеале, как писал А.Радищев, зрю свой интерес.

Что же касается религиозной мистики, то пусть она остаётся увлечением отдельных заинтересованных лиц, например, верящих в то, что в Россию «решил вернуться Николай Чудотворец».

Комментарии по вопросу "Идеалы важнее интересов? Философский антивирус 3 уровня"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий