Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

КАК ВЫБРАТЬСЯ ИЗ МОРАЛЬНОЙ УТОПИИ?

Оригинал размещен на сайте «Пенза-онлайн» от 30 апреля 2017 г. /  Режим доступа:  http://www.penza-online.ru/novost/obshchestvo/kak-vybratsya-iz-moralnoy-utopii?ELEMENT_ID=12060

 

22 апреля по всему миру отмечается день рождения великого философа Иммануила Канта, и обычно вспоминаются его известные мысли, изречения. Одна из таких мыслей связана с тем, что человек – это не средство, а цель сама по себе, и что нельзя использовать другого человека как «тряпку», как «вещь», не считаясь с его интересами и свободой.

Вроде бы мысль понятная, и выражает важное моральное, гуманистическое отношение к каждому человеку, независимо от его социального происхождения, индивидуальных особенностей и положения в обществе. Но в том-то и дело, что в российской интеллектуальной (нравственно-религиозной и философской) традиции, эта мысль была воспринята своеобразно, не по-кантовски.

Кант говорил так: человек должен быть не только средством для чьих-то целей, но и целью самой по себе.

А в России с середины 19 века,  начиная с известного религиозного философа Владимира Соловьёва, эту мысль поняли по своему: человек  должен быть не средством для чьих-то целей, а целью самой по себе.

Казалось бы, вся разница в частице «только», но последствия очень существенные. Из-за этого упущения российское понимание этого кантовского этического требования по своей сути становится моральной утопией. Ведь чтобы быть моральными, мы (в русской версии) не должны использовать других людей в качестве средств для собственных целей. Но в нашей реальной, земной жизни мы не можем обойтись без использования друг друга, а, по Канту, мы должны «пригождаться» друг другу, быть полезными своими способностями, умениями, знаниями.

Итак, если мы следуем утопическому  пониманию морали, то мы вообще не должны использовать других людей, а из этого возможны два вида последствий:

  1. Религиозно-мистическое последствие, характерное для вульгарно-христианского мировосприятия – заключается в том, что в нашей земной жизни мы не можем быть моральными («мир лежит во зле»), и подлинная моральность имеет отношение только к иному, идеальному миру. А в материальном мире всё несовершенно, «всё не так, как надо». В результате многие люди впадают в апатию, безделье, пьянство, а некоторые идут на монашеский подвиг.
  2. Коммунистическое последствие таково: чтобы не использовать других людей как средство, нужно сделать каждого человека целью самой по себе, а для этого нужно отказаться от эксплуатации человека человеком, отказаться от частной собственности, от денег и государства.

В обоих случаях мы имеем дело с утопиями, которые хорошо известны россиянам, и которые до сих пор имеют своих сторонников. Для современной практической философии важно разоблачить эти утопии как ложные умозаключения, и показать их причину. А эта причина оказывается в частице «только», от которой совершенно меняется смысл  кантовского морального требования. Подлинный кантовский смысл возвращает нас из утопии в реальный мир разумных человеческих отношений, когда мораль помогает жить, а не препятствует развитию человека и всего общества.

Что означает именно кантовское моральное требование: человек  должен быть не только средством, но и целью самой по себе?

Это значит, что люди могут использовать друг друга, но по взаимному согласию, по взаимной договорённости, т.е. добровольно. Ведь когда я договариваюсь с другим человеком, чтобы он помог мне в чём-то, то я хочу использовать его силы и время, но не только как средство, а как цель, потому что он сам согласился мне помочь. Его личное добровольное согласие означает, что я признаю в нём цель саму по себе, и он сам решил распорядиться своими силами и жизненным временем. Например, я договорился с мастером, чтобы он починил мне электроприбор, и за эту работу он попросил тысячу рублей. Когда он качественно выполнит свою работу,  – я буду доволен, но должен буду отдать ему оговорённую сумму денег, чтобы и он был доволен. В итоге, нам всем хорошо, если каждый выполнит свои добровольные обязательства. При этом мы используем друг друга, и тем самым создаём общее благо.

А когда использование оказывается односторонним, принудительным (например, со стороны деспотического государства или рабовладельца), то это неизбежно порождает моральные конфликты, неудовлетворённость жизнью, и стремление преодолеть свою зависимость от чужой воли.

Так как же выбраться из морального утопизма?

Очень просто: нужно договариваться со всеми, и честно выполнять взятые на себя обязательства. Чем больше у нас будет договорных отношений, тем  моральнее и счастливее будет наша жизнь.

Ну, что – по рукам?!

 P.S.

В качестве реального примера можно привести события января 2005 года, когда Правительство России в одностороннем порядке решило монетизировать льготы пенсионеров.  После этого по всей стране, в том числе и в Пензе, начались митинги протестов, и в итоге властям пришлось договариваться с недовольными пенсионерами.

В такой же конфликтной ситуации сейчас находятся российские дальнобойщики, несогласные с системой «Платон», а также бюджетники, которым давно не повышают заработную плату.

А это значит, что пришло время для новых общественных договоров…

 

 

Комментарии по вопросу "КАК ВЫБРАТЬСЯ ИЗ МОРАЛЬНОЙ УТОПИИ?"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий