Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Доклад: Понятие «вещь в себе» как ключ к современной практической философии

Современная практическая философия – это область междисциплинарного научного, философского знания, которая изучает  принципы и условия свободной, разумной деятельности человека. В сферу практической философии входят принципы морали, права, политики, экономики и религии, которые находятся в процессе постоянных трансформаций.

Одним из ключевых вопросов практической философии в каждую эпоху  является вопрос о том, как возможна человеческая свобода. Этот вопрос актуален и для современной философии, так как новейшие достижения естественных наук, например, нейрофизиологии мозга, биохимии и других, дают основания предполагать, что у человека нет свободы воли и свободы выбора, и что это лишь видимость, которая придумана самими людьми для поддержания общественной морали и религии.

Практическая философия приводит разные аргументы для защиты, или как говорили в 18 веке, –  «для спасения свободы». Чтобы представить такие аргументы нужно ясно понимать или хотя бы договориться о том, что такое свобода?

В нашей российской социокультурной традиции понятие свободы обычно сводиться к личному произволу человека и имеет негативный смысл, идущий от традиционной русской «волюшки-воли». Такое понимание  свободы является очень ограниченным и выражает феодально-крепостной уровень общественного сознания.

Современная практическая философия раскрывает феномен человеческой свободы как сложный, многоуровневый процесс, в котором можно выделить 10 степеней: от физиологической независимости ребёнка до высшего уровня творческой гениальности.  Схему этих степеней свободы я пока не могу афишировать,  так как она ещё не опубликована.

 

Перспектива развития свободы предполагает признание человека не только биосоциальным существом, зависящим от законов природы и правил, норм своего социума, но и разумной личностью, способной к свободному самоутверждению. Биосоциальная природа человека уже содержит в себе зачатки разумности, и именно разумность открывает человеку возможности для большей самореализации, большей творческой активности. При этом зачатки разумности можно обнаружить у любого животного. Человеческая разумность способна преодолеть природную запрограммированность,  и использовать её силы для собственно человеческих целей.

Возможность преодоления природной запрограммированности человека может быть объяснена с помощью  понятия «вещь в себе», впервые открытого И.Кантом в  конце 18 века.

«Вещь в себе»  применительно к человеку – это понятие, с помощью которого  мы можем мыслить личность как независимую от материальных условий существования, т.е. как автономную причину собственных поступков.

Если рассматривать человека только в качестве биосоциального явления, то поведение человека ограничено, запрограммировано заданными законами природы и общественными нормами. Чтобы выйти за эти законы и расширить границы человеческих возможностей, мы должны рассматривать человека как «вещь в себе» или как «цель саму по себе», которая имеет внутреннюю автономию  и неотчуждаемое достоинство.

Человек как «вещь в себе» оказывается настоящей загадкой, источником творческой спонтанности и свободного самовыражения, а также основанием гражданских прав и обязанностей.

Именно доказывая  автономию воли (самочинность) человека как «вещи в себе» мы можем объяснить необходимость его личной ответственности за совершённые деяния. Ведь если человек сделал что-то не по своей воле, несвободно, то он не является причиной этих поступков, а значит, не должен отвечать за их последствия. А так как люди часто не хотят брать на себя ответственность за свои поступки, то  им будет выгодно считать себя несвободными, зависимыми от различных обстоятельств  или высших, неведомых сил.

Современная практическая философия доказывает свободу человека прежде всего тем, что разумный человек хочет многое выбирать самостоятельно, и строить свою жизнь по своему, и получать удовольствие от своего выбора. Разумные, взрослые люди не хотят, чтобы за них кто-то всё выбирал, они хотят жить по своему, и быть счастливыми по своему.

А если человек хочет жить по своему, то он выражает свою личную автономию, он будет «вещью в себе», которой сложно манипулировать и почти невозможно использовать только как «средство». Это будет серьёзная проблема для любого авторитарно-деспотического режима и различного рода манипуляторов.

Вместе с тем личная автономия человека не означает полной самодостаточности и изолированности, хотя и может вести к временной атомизации общества, любой разумный человек нуждается в солидарности и неограниченном общении с другими людьми. Сейчас это позволяет делать всемирная паутина – интернет.

Подлинная, позитивная свобода человека предполагает взаимоуважительное общение между людьми, признающее неотчуждаемое достоинство каждого. И через такое общение свобода каждого лица наполняется новым разнообразным содержанием, и обогащает жизнь всего общества.

Таким образом, понятие «вещь в себе» открывает широкое пространство человеческой свободы, самореализации каждой личности, и  является основой для  морально-правового демократического развития общества.

В связи с этим мы должны выйти к понятию «законов свободы», которые будут задавать границы человеческого самоопределения, но это уже другая тема.

Комментарии по вопросу "Доклад: Понятие «вещь в себе» как ключ к современной практической философии"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий