Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Порядочность вместо интеллигентности

Когда я начал размышлять над понятием «порядочности» и подыскивать подходящие примеры из жизни, то неожиданно вспомнилась фраза, в последнее время не раз повторяемая нашими горожанами: «Этот человек в какой-то степени порядочный». Фраза кажется странной, ибо мы привыкли более категорично оценивать людей по типу: «порядочный» или «непорядочный», а здесь предполагается некая градация степеней порядочности. Для думающего человека это, пожалуй, не только интересная головоломка, но и возможность по-новому взглянуть на себя и окружающих людей.

Какова степень твоей порядочности? По сути, этот вопрос уже не шокирует нас, так как порядочным в полном смысле слова в России быть очень трудно. Значит, речь может идти только о какой-то степени приближения к образцу.   Каким-то интуитивным образом я представил 5 степеней порядочности в современном российском обществе, каждая из которых соответствует определённому социальному типажу наших современников. Начать следует с самой низшей – пятой степени, которая выражается в чисто внешнем порядке в опрятности и аккуратности в одежде; при этом существо человека хорошо одетого здесь не берётся во внимание. И для такого типажа вполне подходит сленговое молодежное выражение «иметь прикид», – т. е. накинуть на себя модную и дорогую одежду, прикрыв не интересное  тело и сознание.

На четвёртой степени порядочности человек умеет уже вежливо разговаривать или, по крайней мере, произносить культурные фразы, услышанные от популярных лиц, от руководителей разных уровней, или в средствах массовой информации. Такая степень может быть описана сленговым понятием «попугайничать» или механически повторять приличные высказывания известных и авторитетных лиц.   Эти две начальные степени, по сути, выражают состояние человеческого «недо-разумения», несамостоятельного мышления и поведения, зависящего от наставников, внешних авторитетов и внешнего финансирования.

С третьей степени начинается рассудочное состояние, которое я описываю с помощью следующего образа: человек иногда говорит правду с пользой для себя, при этом обеспечивает свое благосостояние всеми возможными средствами. В современном сленге такой типаж обычно называется «крутым». В нынешней полукриминальной общественной жизни этот типаж один из самых распространённых и даже популярных, начиная с государственных чиновников и заканчивая героями телесериала «Бригада». «Крутой» ограничен неморальными средствами жизни, его совесть нечиста и признаки благополучия сменяют один другого. Тем более что в большинстве случаев приходится обслуживать более серьёзных лиц, выполнять любые их поручения… Может ли такой человек долго жить в неладах со своей совестью? Вряд ли. Голый прагматизм – не долговечен, особенно для русского человека.

Вторая степень порядочности выводит нас на разумность человеческого бытия, отступающую от однозначного эгоизма и себялюбия. На этой степени речь идёт об ответственности и экономической самостоятельности личности, способной заботиться не только о себе, но и о других. Подобное благоразумие, конечно, может иметь примесь прагматической мотивации (типа: «Я помогу, и мне помогут»), но здесь в большей мере проявляется именно надёжность и постоянство принципов, которые подкрепляются профессионализмом, талантом и умением стоять на своих ногах. Сегодня о таких людях говорят – это «настоящий мужик», или «это надёжный партнёр».

К этой степени относится значительное число мыслящих и работоспособных профессионалов – мастеров своего дела, которые понимают, что обогащаться любыми средствами – просто нехорошо («противно как-то»), а потому по возможности, конечно, трудятся добросовестно и тем самым приносят пользу всему обществу; хотя соблазны и власть всегда готовы оказать им свои услуги и поколебать их  внутреннюю устойчивость.

И вот мы подошли к первой – высшей степени порядочности, соответствующей состоянию жизненной мудрости.   К этой степени я отношу человека, может быть даже специально не заботящегося о благе всей страны, ведь она такая большая и разная, но, по крайней мере, выполняющего свой гражданский и моральный долг. Это скромный, честный и обязательный человек. О нём иногда говорят «лопух» («дурачок»),но потихоньку завидуют его простоте, цельности, уверенности в завтрашнем дне. Его внутренняя доброта распространяется на всех и способна к удивительному резонансу. Общество нуждается в таких порядочных людях, ибо без них жизнь превращается в сплошной механизм добычи. Остались ли среди нас в высшей степени порядочные люди?

Подумайте сами и попробуйте оценить себя, ведь без правильной самооценки невозможно саморазвитие и движение к лучшему.  Я не предлагаю идеального и совершенно точного аппарата для самооценки. Это лишь схема, взятая из моего восприятия, понимания происходящего «здесь и теперь», но я предлагаю её испытать. Может быть Вам это поможет. Я буду очень рад.

 

2005

Комментарии по вопросу "Порядочность вместо интеллигентности"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий