Вступительное слово главного редактора
Этот Вестник мы начинаем собирать в 2016 году − в очень непростое время, а может быть и переломное время, когда идёт активная переоценка всей российской истории, и когда сама история начинает свой новый вектор. Это особенно остро звучит в канун 100-летия Октябрьской социалистической революции.
Конечно же, философия не может не обратить внимания на это важнейшее событие ХХ века. Но, по прошествии 100 лет, нам по-прежнему не легко объективно оценить это событие, и расхождения в оценках вновь разводят россиян по разные стороны баррикад.
Можно было бы устраниться от всех оценок, или смотреть на революцию как особое природное явление, но разум заставляет судить и делать практические выводы, так как не может отказаться от своей свободы. И речь не только о российской революции, а вообще о человеческой истории, о нашей жизни, которая постоянно становится историей, и которую нам хочется оценивать и судить.
Философия не может принять известный христианский тезис «Не судите, и не судимы будете» в его вульгарном смысле, что не нужно ничего оценивать: ни добро, ни зло, ни хорошее, ни дурное, ни героическое, ни подлое. Потому что человек может ошибаться, да и потому что самого могут также строго осудить. Это обычные отговорки, удобные для деспотов и их жертв.
Взрослому разумному человеку необходимо судить всё, что происходит с ним и вокруг него, а тем более в нашу информационную эпоху, ибо без своих ясных критериев добра и зла, должного и недолжного можно просто раствориться в океане информации и многообразия жизни. Другое дело, что сами суждения должны быть вдумчивыми, обоснованными и не унижающими достоинство других лиц.
В начале этого года я пожелал всем своим друзьям быть вежливыми, потому что это напрямую зависит от самого человека, хотя это очень трудно, и вместе с тем очень полезно для того, чтобы сохранить в себе человеческое достоинство и готовность к созиданию лучшего.
Надеюсь, что у нас хватит ума и сил справиться со всеми трудностями нынешней эпохи, и вскоре сказать друг другу:
− А ведь получилось хорошо!
Доктор философских наук, профессор ПГУ,
председатель Пензенского отделения РФО,
член Президиума РФО А.Г. Мясников
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Если мы рассматриваем революцию, как фазовый переход между историческими эпохами, завершение одной формации и переход к другой, более прогрессивной, то у нас в России революций не было вообще. Тем более в 17 году. От какой архаичной формации наша революция завершила переход? И какая прогрессивная формация после неё наступила. Наша революция не революция, а контрреволюция. Её итогом стало восстановление всех архаичных форм внеэкономической эксплуатации: рабства и крепостничества. Перестройка начиналась как борьба народа с номенклатурными привилегиями, то есть за социальную справедливость. В результате этой борьбы привилегии нынешней номенклатуры уже сложно назвать привилегиями. Это уже система апартеида, когда необходимо вводить две конституции, одну для господ — другую для народа. Два уголовных кодекса, одну для господ — другую для народа. Соответственно два суда и так далее. Что может породить наша следующая революция страшно себе представить. Хотелось ведь как лучше… Может хватит. Не было у нас революций и не надо.
По моему мнению, практическая задача современной научной философии заключается в предупреждении и недопущении революций. Но так как голос философов бывает слаб или их не хотят слышать, то революции всё же случаются. Надеюсь, что в сборнике речь пойдёт не только о политических революциях.